Помнится, находясь в бергенском помешательстве (как же, как же - мужчина МОЕЙ мечты, весь в ослепительно белом…ну дальше вы и сами все помните), я твердо решила - напишу книгу про роль художника Фурухольмена в развитии экспрессионизма конца двадцатого-начала двадцать первого веков. Виделся мне толстенный фолиант, с шикарными репродукциями, параллелями, анализом и даже!! синтезом. Для начала, правда, было необходимо узнать - что же это за зверь такой экспрессионизм. Вот и дошли руки. И я прочла:

"где в формат картины вписан целый космос, необъятность которого - не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады мельчайших биоформ "

Так вот, если я вдруг начну изъясняться подобным образом, знайте - меня похитили инопланетяне, а в моем теле живет Чужой. Мое дело - опускать сложные вещи до простых, а не усложнять их еще больше. От идеи книги пришлось отказаться. Были еще мысли сделать эту статью адаптированной для перевода на английский язык ("Безусловно, тщеславие - мой любимейший из грехов!"). Для этого пришлось бы в первую очередь отказаться от шуточек, вводных оборотов присущих моей письменной речи, да и вообще от того панибратского тона, которым я привыкла общаться с вами. И, махнув на все рукой, я пишу, как могу и именно для вас (прости Магне). Этот текст впору озаглавливать My own private…, но воровать (пусть даже у самой себя) некрасиво, да и плохая примета (тот текст так и остался незаконченным). И родилось совершенно "непафосное" название:


ДОМОРОЩЕННЫЙ КРИТИЦИЗМ ИЛИ ТРИ ШАГА В СТОРОНУ ЛЮБВИ

Какой же норвежский художник не пытался подражать Эдварду Мунку? Если только какой-нибудь непросвещенный житель далеких северных поселений. Но поскольку образование в Норвегии поставлено на широкую ногу, то считаем, что таких и нет. И поэтому нет смысла не замечать этот период и в Магсовом творчестве. Опустим всякие "родился, вырос…" и оставим только размышления на тему. Мунком, к примеру, страстно восхищался Филипп Дик, не просто фантаст, а самый странный, самый замороченный фантаст 20 века. И в своем программном романе "Снятся ли андроидам электроовцы" он не только упоминает, но и подробно описывает две картины Мунка, две самые известные картины "Крик" и "Пубертатность".

Эдвард Мунк - Крик Эдвард Мунк - Пубертатность
Эдвард Мунк "Крик"   Эдвард Мунк "Пубертатность"

Общая мрачно-шизофреническая атмосфера картин расползается на весь роман, да и на всем творчестве Дика лежит удивительный черный отблеск, если черное может блестеть, влияния мира Мунка. В 1982 году тогда еще молодой режиссер Ридли Скотт снимает по роману фильм "Бегущий по лезвию бритвы", первоначальная версия которого считается неудачной. Но, когда в 1991 году выходит режиссерская версия фильма, то мгновенно становится классикой. Это касается исключительно сюжета фильма. Нас же согласно теме интересует стилистика. Скотт строит свое видение будущего на интонациях Дика, демонстрируя перманентно темную, угнетающую картинку пронзающих черное тяжелое небо высоток, от которых концентрическими кругами расходятся голограммы реклам. Кругами, похожими на круги вокруг головы "Кричащего". Эстетика будущего, предложенная Скоттом, стала основой основ для изображения грядущего в кино. Ею пользовались и до сих пор пользуются режиссеры снимающие и фантастику, особенно те, кто снимают кибер-панк (для меня же несомненно и то, что отец кибер-панка Уильям Гибсон находился под огромным влиянием Филиппа Дика), и сериалы, и даже один из клипов Джорджа Майкла выдержан в той же манере. Самое же удивительное - если верить скандинавским (!) философам Александру Барду и Яну Зодерквисту, кибер-панк наиболее адекватно передает то ближайшее будущее, которое ожидает нас после падения капитализма, как социального строя. Предвидел ли это темное будущее в патриархальной и неповоротливой Норвегии начала 20 века Мунк, или он сам бросил камень, круги (те самые!) от которого разбегаются все шире и шире во времени?

Эдвард Мунк Магне Фурухольмен
Эдвард Мунк   Магне Фурухольмен

Впрочем, это касается только Мунка. Магне же, на мой взгляд, стал его последователем в силу исключительно национально-географических причин. Экспрессионизм - это живопись, когда художник выражает свой внутренний мир, свое видение, не взирая на окружающие реалии. И, несмотря на некоторое сходство в биографиях (Мунк еще юным потерял мать и сестру, умерших от туберкулеза), Магне остался жизнерадостным, незапуганным обстоятельствами человеком, пусть говорят, что это всего лишь маска, мол, внутри он ранимый. Ранимость не обязательно перерастает в мрачную паранойю. Он не способен на истинное погружение во мрак болота депрессии. И получается у него, что евреи на плоту веселые, почти пляшущие, дорога расширяется к небесам (у Мунка точно было бы наоборот), да и солнце все равно светит. Этой своей жизненной страстью он коренным образом отличается от Мунка.

Магне Фурухольмен Магне Фурухольмен
Магне Фурухольмен   Магне Фурухольмен

То ли он своевременно осознает тупиковость такого пути, то ли просто талант берет вверх, но с этой манерой письма Магне расстается быстро и безжалостно. Но иногда… Эта картина, если говорить о духе, а не о букве, написана в заметно Мунковском настроении. Вас удивит, если я скажу, что она была выставлена на экспозиции 1994 года?

Магне Фурухольмен
Магне Фурухольмен

Еще один художник, влияние которого мерещится мне в картинах господина Фурухольмена - швейцарец Пауль Клее. В его картинах нет ни следа безысходности и обреченности всего сущего, а его цвета! Да, с влиянием Клее, мы сталкиваемся чуть ли не каждый день. Мне кажется, что все расцветки, все тенденции моды за последние сорок лет - все они берут начало в картинах Клее. В них есть все: и чистота цветов пятидесятых, и рисунки периода хиппи, и сумасшедшие расцветки семидесятых, и странный крой восьмидесятых, и даже эклектика девяностых. Магс, к слову, владеет тайной подбора непростых цветовых сочетаний в одежде (особенно ему удаются эксперименты с рубашками). Временами, он сам выглядит как живая инсталляция Клее. Удивительные прозрачные и в то же время насыщенные цвета. Любопытен тот факт, что Клее был профессиональным музыкантом, но известен больше как художник! У Магса ситуация прямо противоположная.

Пауль Клее Магне Фурухольмен

Пауль Клее Магне Фурухольмен
Пауль Клее
"Синяя ночь" (Blue Night)
Магне Фурухольмен
фрагмент Кувшина
в Бергене

Только ведь и увлечение Мунком даром не прошло - если практически все картины Клее светлые, легкие, как перышко, в картинах Магне борется легкая натура и скандинавская беспросветность.

Третьим шагом в этом танце с воображаемым партнером, будет упоминание Хоана Миро. Магне, как в свое время Миро, создает свою знаковую систему, своеобразную "азбуку Морзе" собственного мира, где палочки и черточки означают целые понятия, где вместо простого изображения реальности появляется ее условно-знаковое претворение. Искусствоведы легко расшифровывают код Миро. Возможно, есть особенно продвинутые, которые понимают и Магса. И расшифровывают его более полно, чем девушки нашего форума, которым видятся в его картинах исключительно открыто прорисованные половые органы или в, лучшем случае, законспирированный Мортен Харкет.

Хоан Миро - Dancer Магне Фурухольмен
Хоан Миро - Dancer Магне Фурухольмен

Значимое отличие М.Фурухольмена от Миро состоит в объемности фигур. Творчество Миро по большей части характеризуют линии, а у Магне все-таки фигуры. Миро считается художником, наделенным огромным чувством юмора, творчество Магса же скорее отличается ироничностью как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к собственной персоне. Он и сам себя частенько называет клоуном. Может быть, только нет в нем ничего от простодушного весельчака, которого зовут детям на праздник. Скорее уж он - пугающий клоун для взрослых.

Хоан Миро - The Gold of Azure Магне Фурухольмен
Хоан Миро - The Gold of Azure Магне Фурухольмен

Все вышесказанное относится к серединному творчеству Магне Фурухольмена (мое деление крайне примитивно - первый ранний этап в стиле Мунка, серединный этап, это все от 1992 года до 2004). Новый этап творчества Магне очень интересен тем, что убрав цветовую составляющую, он вводит в свои картины собственные стихи, а свои картины в собственную музыку. Он пытается словно из конструктора составить новый 3D портрет собственной многогранной личности, показав нам себя в полном объеме. Насколько ему это удается и насколько мы готовы принять его в таком качестве, судить могут те, кто побывал на его выставках-концертах. Но я надеюсь.

Lost

...

Закрыть окно

...