Мир глазами вокалиста a-ha

Эд Поттон, 18 июля 2009

С рельефными мышцами в обтягивающей футболке Мортен Харкет выглядит больше как ветеран бейсбола, чем как скандинавский поп-бог, когда входит в бар в роскошном отеле в центре Лондона. Теперь, когда ему 49, он больше не носит эти забавные кожаные штуки на запястьях. Только блестящие волосы и эти его (предположительно нетронутые?) скулы выдают в нём вокалиста группы a-ha, до сих пор являющейся, без сомнения, самым успешным норвежским музыкальным экспортным товаром.
Однако попсовую лесть Харкету и его товарищам по группе Магне Фурухольмену и Полу Воктору-Савою всегда было нелегко принимать. Даже в середине 80-х, когда они убивали девочек всей Европы своим безупречным телосложением и такими блестящими поп-драгоценностями, как Take on Me и The Sun Always Shines on TV с передовыми видеоклипами-комиксами, внутри они были раздираемы добрым старомодным скандинавским смятением.
"Мы просто разрывались между двумя разными направлениями", — признаётся Харкет, который каждый вопрос обдумывает с основательностью до морщин на лбу. — "Мы были амбивалентны в отношении того, чтобы быть звёздами, даже тогда. Так что мы стали делать прямо противоположное тому, что привело бы нас к хиту, способному попасть в чарты". Такое анти-коммерческое упрямство совсем не вредило им в Норвегии, где они наслаждались статусом рок-политиков в стиле U2. Но оно привело к тому, что мы нечасто видели их на нашей земле.
Ситуация начала меняться в 2005 году с выходом альбома Analogue, в котором на бэк-вокале выступали Грэм Нэш из Crosby, Stills and Nash, и заглавный трэк которого стал их первым с 1988 года хитом, попавшим в топ10 Великобритании. Оказалось, что a-ha любили не только девочки, но и такие знаменитые поклонники, как Крис Мартин, выразили ей своё признание. "Однако я не знаю, что он говорил в 90-х", — улыбается Харкет. — "Многие, оказывается, были [нашими] тайными поклонниками".
Возвращение трио в лоно Великобритании, где все [трое] однажды обрели дом, продолжается выпуском альбома Foot of the Mountain, вновь обращённого к парящему, меланхоличному, мелодичному синти-попу, на котором они сделали себе имя. "Похожесть — та вещь, которая моментально тебя поражает", — соглашается Харкет, чей голос, по слухам, диапазоном в пять октав ("Никогда не считал, честно"), всего за год до его пятидесятилетия звучит как тонко настроенный инструмент.
Возраст не вредит его мужественности. В прошлом году в сентябре его личная ассистентка Инес Андерсон родила ему дочь Кармен Поппи, что сделало его отцом пятерых детей от трёх разных женщин. Его товарищи вместе взятые имеют трое детей: "Я самый непостоянный!"
Отцовство не смягчает трения внутри группы: "Когда в группе трое таких, как мы, приходится с этим считаться". Это может объяснить, почему Воктор-Савой живет в Нью-Йорке, тогда как Харкет и Фурухольмен остались в Осло. Но они всё ещё вместе, делают новую музыку, причём более успешно, чем большинство выходцев из 80-х. И, как говорит Харкет: "Это из-за времени мы достигли несколько большего".

Твои любимые...

...знаменитые норвежцы

Уле-Гуннар Сульшер
Знаменитые норги? Начнём с футбола. [Бывший нападающий Manchester United] Сульшер — очевидный выбор, это движущая сила его наследия. Мы маленькая нация, всего 4,5 миллиона человек, так что для некоторых то, что он сделал, создаёт волну. И ведёт он себя тоже хорошо.

Тур Хейердал
Он второй, кто сразу же приходит в голову. Несколько лет назад он скончался. Господин Кон-Тики? Да. Смотри, как бы ты узнал? Но ты знаешь. Большинство предложенных им теорий сегодня забыты, но он был впечатляющим человеком.

...вокалисты

Сэм Кук, Отис Ридинг, Отис Раш
Они вдохновляли меня и помогали стать игривым.

Фредди Меркьюри
Великолепный диапазон, и ещё и великолепный подход к пению. Он знал, как использовать сцену, знал, как использовать медиа — не принимать их всерьёз, понимая, насколько на самом деле они не важны. Думаю, он был глубоко честным человеком. Я никогда толком с ним не общался, но он был хорошим другом моего бывшего менеджера, который всегда его любил.

Кристина МакВи
Несмотря на то, что многие считают её великой певицей, мне по-прежнему кажется, что её недооценивают. Её способность выражать вещи, чистая красота ее пения — она определённо повлияла на меня.

Боб Дилан
Он находит применение тому факту, что у него нет классического певческого голоса, так что он может и посмеяться над этим. Почти карикатурно.

...художники

Эгон Шиле
Почему? Разве это не очевидно? Он блестящий художник: очень простые линии, трёхмерные формы, но очень экспрессивно. Всё сделано просто контурами, но я действительно отзываюсь на это.

Магне Фурухольмен
Магне всегда был центром в a-ha. Он самый игривый из нас троих, самый импульсивный, и у него очень сильные инстинкты. Он так много создал как художник. Некоторые его работы по-настоящему задевают меня, некоторые не очень. В нём всегда был этот элемент художника, он всегда в поиске. Что мне в нём нравится, так это его честность и решимость скинуть любую ненужную шелуху. В чём истинная сущность того или другого? Он не знает покоя. Это вдохновляет, находиться рядом с ним. Он обладает способностью заниматься вещами, я гораздо более пассивен.

...глобальные вопросы

Изменение климата
Мы сейчас напуганы, в ужасе от того, что здесь что-то может пойти не так. Нам решать, как нам с этим быть, спрашивая себя, что для нас важно и кем мы хотим быть. Если мы решаем делать что-то, всё может случиться очень быстро. Что бы я сделал, если бы был политиком? Номер один: честность. Придерживайся фактов. Кто мы есть? Что есть медиа? Общаемся ли мы с медиа по-честному? Хотел бы я стать политиком? [Молчит и улыбается.]

...альбомы

Rumours — Fleetwood Mac
Я вдруг снова выбрал именно его. Это просто волшебный альбом: это поп-альбом, но при этом он нечто большее, чем поп-альбом. Знаешь, когда-то давно он был классическим.

Night at the Opera — Queen
Это была настоящая кульминация, хотя мне нравились и другие вещи из ранних семидесятых. То, что больше всего поражает меня в Queen — это характер. Техника пения вторична, а помпезность для меня значения почти не имеет. Характер — это всё.

Anything — Jimi Hendrix
Это сложно! Какой альбом я бы вынес из дома, если б мой дом горел? О, нет, я храню их в своём сердце, пусть горят! Так намного проще вернуться во времени. Одним из артистов, по-настоящему повлиявших на меня, был Джимми Хендрикс. Это другой мир почти, то, что он делал. Первой песней, потрясшей меня, была Hey Joe. Я купил винил в старших классах и никогда больше его не слушал, потому что она действительно потрясла меня. Я понял, что ничего не знаю.

Перевела с английского Лил.


Источник: Times Online


mortenharket.ru закрыть окно