Страдающий Христос над падшими ангелами

Стиг Михре, 1 января 1999

ЧАСТЬ I

Должно быть, он является крупнейшей поп-звездой последних 15 лет в Норвегии. Лене (Aqua) продала гораздо больше своих альбомов, но ее музыка принадлежит совершенно другому направлению. "А-НА" были и сейчас есть, поистине великолепны. Мортен использовал свободное время перед возвращением, которое, как мы узнали, А-НА планируют совершить, дав PULS превосходное интервью. Он продал двадцать миллионов копий альбомов.

В течение нескольких лет своего детства Мортен Харкет редко слышал электрогитару, но зато имел железную волю и феноменальные возможности осуществления желаемого. С помощью Uriah Heep и его "Wonderworld" (1975) он без остатка отдавался музыке с верой в то, что ее сила способна изменить мир.
"Мы не играли много, в основном делали это только в своих мыслях", - признается Харкет, оглядываясь на начало своей сольной карьеры.

"SPIRIT BATTLE"
Нельзя сказать, что Мортен и его единомышленники были обычными детьми с не сформировавшимся мировоззрением. Результатом их ранней работы явился "Spirit Battle", музыкальный коллектив с высокими амбициями, выпустивший альбом, на обложке которого был изображен страдающий Христос, возвышающийся над демонами. Мы возвращаемся в 70-е, Мортен Харкет и Гейр Колбу использовали гигантский церковный орган в храме Святой Троицы в Осло…

Работа над обложкой альбома была закончена задолго до того, как был записан альбом, который в последствии никогда не был выпущен. Что скажете, Мортен? Может быть, пришло время выпустить его сейчас, в 1999-м?

"Нет. Альбом был представлен сотням тысяч людей в моем воображении!"

Мортен Харкет был серьезно увлечен высокопарным роком 70-х. "The Wall" (Pink Floyd), Freddie Mercury (Queen) и в больших количествах Uriah Heep и Genesis. Мы говорим о долгих вступлениях, падениях и взлетах, театральных, напыщенных переживаниях, альбомах, содержащих идеи. Несмотря на это, Мортен, не допуская излишеств и вопреки своему желанию, сделал непредсказуемый шаг. Он присоединился к самому настоящему джазовому ансамблю Soldier Blue. Возможно, это называется мазохизм?

"Я был неотступным противником блюза. Это было настолько скучно, старомодно, повторяющиеся мелодии, глупые и скучные. Soldier Blue вначале играли старый, традиционный блюз. Мой собственный взгляд на то, что мы делаем, явился причиной того, что я занялся этим. Потом я понял, что жизнь полна сюрпризов. Мой выбор стал крошечной, но необходимой переменой, он повлиял на мое решение заниматься тем, что я делаю сейчас".
"Это тонкость, на ней основано мое маленькое решение. В некотором отношении это решение явилось толчком внутри меня, из-за которого возник парадокс. Я согласился заниматься делом, совершенно мне не интересным, мне ничего не нравилось, я не чувствовал ни своего голоса, ни своей сущности. Петь блюз мне было смертельно скучно. В то же время я знал, скорее всего, было нечто, чего я не понимал, что-то случилось с моими органами чувств. Я молчал, ни во что не встревал, всего лишь выполнял свои обязанности, появлялся на репетициях и пел, как хороший мальчик. Это было похоже на выпускной экзамен. Вплоть до того времени я чувствовал себя хозяином, делал вид, что знаю все, люди, окружающие меня, лезли на стену", - отвечает Мортен.

"МОРТЕН СМЕЕТСЯ НАДО МНОЙ!"
Во время существования Soldier Blue были и люди, желающие иметь последнее слово в споре, - и неважно, правы они или нет. Хорошо известен следующий прецедент: белая певица говорила о том, как трудно белому человеку исполнять блюз. Данная персона пожелала остаться неизвестной, сказав, что она боролась со своей проблемой на протяжении десяти лет. Мортен возразил и утверждал, что мог бы принять этот вызов через семь или восемь месяцев.

"Говорилось об определенной песне "A Change is Gonna Come", которую, как они утверждали, белый человек не сможет спеть. Думаю, что это бессмысленное и смешное утверждение, даже если сам я не уверен точно, по силам ли это белому певцу. Разговор не о черном или белом. Это никогда не имело значения. В самом деле, чернокожие люди, как и их окружающие, проводят свое детство, зацикленными на том, какого сорта людьми они вырастут, но те же ранние переживания может получить и бледнолицый блондинистый ребенок. Для меня всегда было глупо думать об этих различиях как о реально существующем факте".
Кстати, рассказ был окончен на том, что певец, исполняющий блюз закричал, Мортен Харкет "просто смеется надо мной!"

ЧАСТЬ II

"Магне и Пол хотели, чтобы я выступал с ними, даже не имея представления о том, что я за певец, на чем играю и умею ли что-нибудь еще. Значение имело только отношение и личность. На самом деле они хотели, чтобы я был ударником. Пол больше не желал никакого вокалиста. Но я знал, что никто кроме меня не смог бы петь", - говорит Мортен.
Работая в Soldier Blue, Мортен встретил Магне Фурухольмена и Пола Воктора, шел 1979 г. Первая более или менее серьезная группа Пола и Магне Bridges понравилась Мортену. Фурухольмен, Харкет и Воктор были совершенно разными людьми, но пути их сошлись на почве невероятных музыкальных амбиций.
"А-НА" родилась в сентябре 1982 г.

ВСТРЕЧА С ФУРУХОЛЬМЕНОМ И ВОКТОРОМ

"Bridges" намного опережали меня. Уже тогда Пол и Магне являлись талантливыми авторами песен и очень опытными людьми. Bridges были близки по уровню к высококлассному музыкальному ансамблю. Я был глубоко впечатлен их диском Fakkeltog (1980), эта музыка полностью изменила меня. Перед Магне и Полом открылись все пути. Создание подобного рода группы в Норвегии было бы шоком для всех. Я очень тонко чувствовал это. Больше не существовало никаких границ".
История группы перестала развиваться.

Недавно закончившая свое существование "А-НА" потрясла мир высказыванием: "Мы не виноваты в том, что группа распадется". Речь шла не о том, что произойдет "если" они распадутся, а о том, "когда".
Сингл Take on me возглавил чарты. Исторический факт, сентябрь 1985 г. Несмотря на то, что они позволили себе отказать в интервью "Rolling Stone" и Johnny Carson Show. Они играли почти для 200 000 человек в Рио-де-Жанейро.
Чем стремительнее росла их популярность, тем желаннее ребята становились для норвежской прессы. Многие, казалось, в душе надеялись наблюдать провал самой удачливой группы Норвегии, но присутствие 200 000 слушателей на их концерте никак не предполагало такого исхода.

НОРВЕЖСКАЯ ПРЕССА

Мортена настораживали попытки прессы "заполучить А-НА".
"Они никогда не знали, о чем говорили. Те, кто следит за событиями, знают, на скольких ТВ-шоу мы появлялись… Мы обсуждали вещи разной степени важности, не те, о которых многие думают. Как раз в то время, когда пресса писала о проблемах за рубежом - в конце 80-х - Warner поздравляли нашу группу, поставившую рекорд по международным продажам своих альбомов!"
И как вы думаете, кто понял это правильно? Люди, занятые банковскими счетами или пресса?.. Это идиотизм, сумасбродство, и никто об этом даже не догадывается. Нельзя жаловаться по этому поводу, но опять же: вы не можете вести разговор, не заостряя внимания на очевидном. Я никогда не просил людей упрощать мне жизнь или поднимать меня выше моих возможностей. В Рио мы поставили рекорд для живого концерта. Это так. Но это не то, что я думаю и не то, во что другие хотят верить.

"Это все лишь болтовня. Нужно смириться с тем, что есть, и не обращать на подобные вещи внимания. Я считаю смешным притворяться, будто я ничем не отличаюсь от других - конечно же, да! Вся моя жизнь отлична от жизней других людей. И дело не в том, положительный я человек или нет. Я всего лишь утверждаю, что моя жизнь немножко иная".

ВСПЫШКИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ "А-НА"

Передовицы печатных изданий гласили, что "А-НА" близки к распаду, выполнив до конца свою миссию перед публикой, но слухи по поводу натянутости в отношениях Мортена Харкета и Пола Воктора становились все серьезнее.
Ситуация выглядела таким образом, как будто вся пресса Осло выслала шпионов по их следам. Они писали, что трения между Мортеном и Полом начались после первого концерта Savoy в Рокфеллере. Как раз тогда только что был выпущен альбом Savoy "Mary is coming". 1996 год только что начался.

Мортен чувствовал необходимость держать себя на расстоянии от слухов, по поводу того, что он имел в виду, заявив однажды, что "А-НА никогда не была основана на дружбе".

"Пресса не понимала этого, журналисты никак не хотели этого понять. "А-НА" никогда НЕ БЫЛА основана на дружбе. Но мы тоже к этому и не стремились. Хотя это совсем не значит, что мы не друзья. А-НА всегда держалась на "событиях, происходящих в данный момент". Это серьезный, огромный проект, который мы решили воплотить в жизнь, и это не базировалось на том, чем занимался каждый из нас на стороне. Мы глубоко увлечены этим проектом, это событие свело нас вместе, но помимо работы у каждого из нас есть личная жизнь, свои собственные друзья.

"Конечно, когда столько времени бок о бок работаешь, все делаешь вместе, то начинаешь чувствовать привязанность друг к другу, и как раз в это время пресса проявляет свое невежество. Журналисты по-детски бестолково рисуют картину наших отношений. Я глубоко убежден в том, что они обнаружили всю свою "осведомленность", написав, что мы все время существования группы воевали с Полом. Они придумали все до мельчайшей подробности, а потом изобразили плоды своей буйной фантазии так, будто все это происходило с нами".

"Люди интересовались, действительно ли песня Savoy "Daylights Waiting" является пощечиной Мортену Харкету. И что, если это так? Это никому не интересно. Я в состоянии понять, что та самая могучая сила, которой была и есть "А-НА", тоже может иметь проблемы. Что случилось - то случилось, и не надо просто принимать это близко к сердцу.
"Если Пол хочет положить свои проблемы или еще что-нибудь в основу лирики, делая это любым способом, удар мне в спину я переживу. Я не беру в голову подобные вещи. Я абсолютно не уверен, действительно ли ему это нужно или нет, но это не представляет особого интереса. Я не беспокоюсь по данному поводу. Вопрос только в том, что нужно Полу, Магне или мне для продолжения работы, и уже потом, что нужно для работы всей группе. Иначе мы получим обратный результат. Я никогда не искал нирваны, в которой всем хорошо".

"ПОЛ НЕИСПРАВИМ"

Во-первых, утомительно. Во-вторых, нереально. В этой связи мои отношения с Магне и Полом сильно отличаются. Эти люди слишком разные. Пол живет в своем собственном мире, у него свои способы поддержания равновесия, и он относится ко мне во многом по-другому, нежели Магс. Между мной и Полом всего лишь очень незначительные разногласия…

Я просто не в состоянии изменить Пола, заставить его стать другим, также как невозможно убрать полоски с зебры. Это его личность, и он может сочинять, быть продюсером, изображать все так же, каким является сам. Я просто хочу примириться с этим и учиться быть активным и полезным в пределах своих возможностей. Но для того, чтобы смириться с этим, я должен был уйти из группы".
"Однажды я обнаружил, что мне начинает надоедать ситуация, сложившаяся вокруг А-НА". Уже в самом конце меня не раздражало то, что делает Пол, но я и не чувствовал надобности помогать ему. Он брал на себя огромную ответственность, но и контролировал каждое действие - с тех пор все стало валиться из рук. Я чувствовал себя абсолютно не нужным. Мне больше нечего было там делать".

В "BRAVO" С СЕСТРОЙ

Норвежская пресса сразу поняла концепцию группы. В иностранной печати "А-НА" слишком рано окрестили подростковой группой-неудачницей, которая просто запуталась в глубине своих собственных творческих амбиций. Временами ситуация может повлечь за собой трагикомические последствия. Мортен появился на обложке немецкого молодежного журнала "BRAVO", заголовок которого гласил: "Банти первой вызвала во мне настоящие чувства". Одна маленькая неувязка - это была фотография Мортена и его сестры Ингунн.

ЧАСТЬ III

Те, кому довелось встретиться с Мортеном в реальной жизни, хорошо отзовутся об этом человеке. Известность же немного изменила его. Людям не всегда может понравиться парень, обращающий на себя внимание. Харкет часто делал громкие заявления, приходил к сенсационным заключениям - и всегда его мнение шло вразрез с чьим-либо еще. Мортен не мог не оказать поддержку в совершении жизненно-важных не связанных с музыкой действий. Помощь, оказанная Беллоне (норвежская организация, аналог GreenPeace), например, искоренила утвердившееся мнение о том, что поп-звезда ни на что больше не способна. Несмотря на это, Мортен достаточно умен, чтобы предвидеть опасность, которой можно подвергнуться, демонстрируя всем свое лицо. Всегда найдутся те, кто упрекнет в двуличности.

- Это очень трудно. Я не могу подняться на возвышенность и объявить "этот холм мой, я создал его". Я делаю все сам, если получаю возможность работать внутри себя, чтобы это было искренне. Твоя популярность никогда не должна быть использована, если без этого можно обойтись. Вся суть в том, что за этой популярностью должна быть сила, - говорит Мортен Харкет.
- Я сделал много, чтобы избежать эксплуатации моего имени, как одного из тех борцов на велосипеде. Это самое худшее, что могло случиться. Внешний фактор имел место в то время, когда я поддерживал защитников окружающей среды. Тогда я купил Mercedes 500. Это был мой ответный удар, но не окончательный. Я больше не хорош, верно? Я не тот деградирующий чудак на велосипеде. Если у меня не будет собственной машины, кто-нибудь подбросит меня туда, куда будет нужно. Все это чушь и неправда.

- Чем больше мне удается отражать от себя людские взгляды, тем лучше. Я не хочу, чтобы они утверждали, что я, например, такой или какой-либо еще. Люди всегда должны во всем сомневаться и быть даже немного хрупкими, чтобы делать для себя новые открытия.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МОРТЕНА

Было выражено много скептицизма в отношении сольной карьеры Мортена. Сможет ли он обойтись без лирики Пола Воктора-Савой? Но что вы думаете: Мортен, кто только и делал, что "рисовал автографы" на протяжении почти десяти лет, находясь в составе "А-НА" выпускает "Wild Seed" - полноценный диск, содержащий в себе потенциальные хиты. Могла ли это быть лирика "начинающего"?
"Wild Seed" - его выпуск был продуманным шагом и, как и хотел автор, это альбом с претензией на оригинальность. Следующим был "Vogts Villa", который не имел подобного коммерческого успеха, но зато дал ощутить невероятную гармонию, мелодичность и бессмертные традиции стихосложения. Этот человек не испытывает необходимости "быть современным".
- У меня обычно не хватает сил слушать новую музыку, я забочусь о том, чтобы не забивать себе лишний раз голову. Я хочу вещей, которые полностью овладели бы мной, больше ничего. Я на самом деле ничем больше не был так сильно увлечен со времени, как "А-НА" перестала существовать.

- Но это не значит, что вокруг не происходит ничего интересного. Естественно, происходит, я убежден, что многое просто минует меня, но то, что обращает на себя мое внимание, я использую. Если ты чувствуешь, что одна вещь оказывает на тебя больше влияния, чем другая - то это свободно можно назвать "самообразованием".

- Это также интересно, как если бы Dagbladet однажды стала черно-белой, или какого цвета ваша машина. Все сводится к одному: затрагивает ли это ваши чувства.

- Джаз, танго, рок, еще что-нибудь. Я не ориентируюсь на общественность со специфическими взглядами, я бы предпочел обратиться к иным людям. Вот почему у меня появилось другое отношение к старой доброй поп-музыке, потому что на самом деле это неимоверно тяжелый, суровый жанр. Поп-музыка влияет на отношения между подростками - и в этом возрасте вы еще можете постигнуть людей, с которыми в принципе не привыкли иметь дела, здорово, не правда ли?

Перевела Natalie (a-ha lifelines) за предоставленный материал


Источник: a-ha lifelines


mortenharket.ru закрыть окно