Мортен Харкет блуждает

Мария Хассельгор, 1996

Вера - это конфликт. Жизнь важна, но в конечно счёте цель - вечная жизнь, - говорит Мортен Харкет, который блуждает по Иерусалиму. Пасха была уж давным-давно, но Мортен Харкет блуждает по Иерусалиму. Это не простая дорога. Вера - это тоже конфликт.
"Конфликт развивается во многих направлениях, тогда это хорошо идти вперёд для достижения цели".

- А какова цель? Смерть?
"Нет, жизнь чрезвычайно важна. Очень важно понять, что жизнь ЕСТЬ". Мортен Харкет снимает свои круглые очки и смотрит наверх. Он думает. Это хорошо - говорить о чём-то важном.

- Какой конфликт самый большой?
"Это трудно позволить твоей ежедневной жизни быть управляемой тем, что далеко впереди. Каждому приходится жить прямо сейчас и здесь, и в то же время думать о далёкой перспективе".

- То, что далеко впереди, это вечная жизнь?
"Да". Христианская вера очень важна для Мортена Харкета. Это часть его ежедневной жизни и часть его планов на будущее. Это часть его песен. На альбоме Мортена Харкета "Wild Seed" несколько песен написаны на религиозную тему. "Lord", молитва Богу, написанная норвежским поэтом Ховардом Ремом, и "Ready to go home"... "Lord shine a light for me I`m waiting to be called". А Мортен Харкет путешествует по всему миру. В воскресенье он вернулся с Амазонки, там он искал орхидеи, выполняя задание ботанического сада Toyen. Теперь он с поиске новых песен и мелодий.

- Библия говорит о Боге, который одаривает талантами и привлекательностью. Который из них достался вам?
"Я обладаю терпением, верьте или нет. Особенно к поклонникам и прессе. Это не означает, что поклонники ведут себя неправильно, а пресса лишь занимается своим делом. Они просто не знают, что это "быть на моём месте".

- Это расстраивает?
"Нет, расстраивает шум. Содержание песни важно. Это ведь не развлечение. Сегодня всё становится развлечением, даже новости. Это даже не развлечение сегодня, а задержка, это подталкивает нас назад", говорит Мортен Харкет. Музыка - это его форма миссии. То, как он строит свою веру, более понятно и ощутимо. Мортен Харкет уже несколько лет занимается проблемой Восточного Тимора. Сотни тысяч жителей острова были убиты в результате военных операций.

- Трудно верить в Бога, когда в мире творится такой ужас?
"Нет, такой проблемы у меня нет. Людям дали свободу выбора. Он создал нас, чтобы управлять Его работой создания". Задумчивый музыкант. Зелёные шорты и ботинки для лазанья по горам говорят нам, что его путешествие на Амазонку только что завершилось, перемена времени утомила его и теперь он "ready to go home".

- Вера, конфликт, добрый Бог… Во что правда верится?
"Верить - значит сделать кого-то независимым в его чувствах", - говорит Мортен Харкет. Путник пойдёт домой репетировать, писать и думать.

Мортен Харкет - уходит с протоптанных дорог (1993)
"Теперь я ощущаю острую необходимость избавится от контроля. Я хочу отойти от предсказуемых и всем известных ситуаций. Проснуться; не засыпать. Я слишком долго ходил по давно протоптанным дорогам"

Почему мужчина должен делать деньги и завоёвывать мир - если цель не контролировать его жизнь? У Мортена Харкета есть всё, что можно только вообразить, и всё же то, что он ненавидит больше всего, это контроль.
Вот почему вокалист a-ha выпускает незапланированный альбом "Poetenes Evangelium". Вот почему прилизанный образ поп-звезды исчез при помощи Эрика Хиллестада, точно так же как сделал сатирический мошенник Уле Паус. И теперь мы можем позволить Паусу сформулировать то, что думает 34-летний отец троих детей Мортен Харкет после восьми лет привычки быть самым продаваемым музыкантом Норвегии: "У нас есть всё; но это всё, что у нас есть".

"Я согласен с Уле. Я всегда контролировал вещи. Я хочу отойти от предсказуемых и всем известных ситуаций. Проснуться; не засыпать. Я слишком долго ходил по давно протоптанным дорогам".

- Но неужели тебе не нужно место, где бы залечь на дно?
"Да… Но я был беспокоен в том году, как никогда. У меня никогда раньше не было такого ощущения спокойствия, как теперь. Я чувствую, что знаю меньше, чем когда либо что-то знал. Я просто знаю, что мне нужно сбежать от чего-то для того, чтобы найти нечто другое. Это процесс поиска".

Трефф встречает Мортена Харкета в Осло. Он только что вернулся из Израиля, где он был в течение двух недель для того, чтобы снять два клипа для альбома "Poetenes Evangelium". Недолгое пребывание в Израиле оказало на него большое влияние. Человек мира из Аскера, Лондона, a-ha и сотни тысяч постеров на стенах комнат девушек не потерял способность принять позицию Аскеладдена (известного персонажа из норвежских сказок). Увидеть, отыскать и крикнуть: "Смотри, что я нашёл!" А потом другие снисходительно улыбаются, или говорят как братья Аскеладдена: "Ну и что, выброси это!" Мортен Харкет не пытается выиграть принцессу и полцарства (как Аскеладден). У него это уже есть. Но он боится, что потерял что-то по дороге. То, чего он достиг, увело его от того настоящего мышления, что привело сюда. Удивление, мечтания, импровизация, боль и насыщение.

Клиническая тренировка
"В Израиле я встречал 17-летних девушек и парней с пистолетами в их карманах. Они бы показали свою любовь друг к другу, но знают, что в любой момент может упасть бомба. То же самое я чувствовал в Рио. Жизнь гниёт и цветёт в одно и то же время. Это просто колоссальный контраст с тем, что я привык видеть у себя дома. Мы имеем огромную свободу, но не используем её. У нас сбережения в банках, всё контролирует заведённый раз и навсегда порядок. Каждый день жизнь становится просто клинической тренировкой. Это и не жизнь, и не смерть. Просто общество увядает потихоньку. Людей, которые потеряли красоту, я вижу в людях, живущих в бедности. Они до сих пор горды, жертвуют собой, а привязанности уходят".

- А вы?
"Я концентрируюсь на этом. Я узнаю это в самом себе. Мы привыкли притворятся, что мы в безопасности, вместо того, чтобы всем существом ощущать жизнь. Но поскольку это всё ещё поддельное чувство, то уже не важно: испытываешь ты это или нет. Мы не знаем, сколько нам отведено времени. Никаких гарантий, касающихся нашего здоровья, нет. Вот почему не стоит жить так, как мы живём. Мы не знаем, что такое ночь, потому что в это время мы спим. Вот что сводит меня с ума. Мы должны вспыхнуть, как все цвета радуги - и умереть".

- Удобства не являются таковыми для вас?
"Нет, вот когда тебе некомфортабельно, тогда становится очень хорошо. Вот что я чувствовал в Израиле. Меня приняли с распростёртыми руками и несколько незнакомых мне людей пригласили на ужин".

Чувство паники
- Вы устали от жизни, состоящей из обязательств?
"Я люблю свои обязательства. Я люблю свою семью. Но это не легко проживать такую жизнь, которая обязательна, чтобы продавать 20 миллионов альбомов, и в то же время исполнять мою домашнюю роль. Я с трудом могу назвать себя семейным человеком. Я - отец, но всё же не муж. Это полный конфликт и очень связывает. Но я должен жить с этим. Самое утомительное это не моя привязанность к детям - у них отличная мать - но чувство, что я подавляю развитие Камиллы. Ей так много нужно делать с фильмами и театром. Она такая же творческая личность, как и я. Я знаю это. С этой стороны, это просто ужасающея трата её таланта, она ведь постоянно дома. И это приводит меня в чувство паники, что-то, что становится всё более и более срочным. Развязка скоро наступит".

- Но сама она хочет сделать карьеру?
"Она не может решить. Я не думаю, что это естественно для неё, быть домохозяйкой. Но какая альтернатива? Что я просто разрешу ей делать, что угодно? Но это тоже неправильно. Или хуже. Мы должны прийти к согласию, которое даст нам возможность быть с детьми и которое даст Камилле больше свободы. Но это не так-то легко. Моя жизнь так хаотична, что очень трудно устроить постоянный дом где бы то ни было".

- Почему мы никогда не читали об этой части вашей жизни в "Se og HUr"?
"Потому что у меня с ними нет ничего общего. Но это тоже причина тому, что однажды я там появлюсь. Я не сомневаюсь, что они попытаются "взять" меня, как только появится возможность. Но они так долго не вмешивались в мои дела. Я готов. Если они перешагнут линию, я схвачу их и использую всю мою силу, чтобы уничтожить их".

- Масс-медиа - это неприятность?
"Я могу принять многое из этого. И могу игнорировать некоторое. Но не всё. Я всё знаю о масс-медии. Но на самом деле масс-медиа гораздо большая проблема для обычных людей. Но они не знают этого. Не знают, как на них нажимают. Они не понимают, что масс-медиа по сути своей продажна. Что нет никакой разницы между масс-медией и продажей автомобилей. Но люди уже привыкли к этому бизнесу, к продаже автомобилей. Тут они понимают, что ими манипулируют".

- Вы говорите, что знаете о масс-медиа всё. И всё равно судите. Неужели у вас нет брата, который как раз журналист?
"О да. То, что я пытаюсь сказать, это то, что люди зарабатывающие на жизнь пером, должны иметь хороший тыл. Написанное слово имеет огромную силу. Это было бы намного легче, если бы я обращался к каждому конкретному журналисту. Но масс-медиа часто может явиться как безголовый монстр. Циничные издатели посылают новых и молодых журналистов, надеясь, что я откроюсь им. Или же посылают молодых девушек. Меня много раз надували. Я знаю, что такие журналисты пишут свой материал так, как он был записан. А позже его укорачивают, добавляют и отправляют к акулам, что сидят за столом редактора. Они делают всё так, как сами хотят".

- Вам безумно трудно общаться с людьми, которые вам очень симпатизируют?
Мне на самом деле хотелось быть скромным, но я чувствую, что миллионы, которые покупают альбомы a-ha, не понимают меня. Я уверен, они очень милые люди, индивидуально, но когда они собираются в толпу, люди ведут себя так, что представить такое весьма трудно. Вы видите, как на MTV доминируют символы толпы, MacDonalds и массовый туризм. Я презираю это. Единственная вещь, в которой я заинтересован, это потрясти конкретного человека. Конечно же, очень важно, сколько пластинок я продаю, с практической точки зрения. Большой успех позволяет обрести большую свободу. Но эта свобода действия ещё больше препятствует, чем освобождение".

- В интервью для Treff в 1985 году вы сказали, что вы "не рождены, чтобы прожить обычную жизнь". Будут ли ещё отступления подобные "Poetenes Evangelium" в ближайшем будущем?
"Я не знаю. Я хочу находиться в такой позиции, где я могу слушать. Такое состояние мыслей, где я могу чувствовать, как я ненавижу схожесть. Вот что убивает землю. Вот что убило людей Восточного Тимора. Схожесть намного хуже, чем гнев. Потому что гнев не холоден, он имеет высокую температуру. Лучше, если человек находится в состоянии сомнительного и неистового возбуждения, чем в холодной проницательности. Иисус говорил об этом: "Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч или холоден, то извергну тебя из уст моих". [Отк. 3: 15, 16]

- Внутри вас мир?
"О да. Но в настоящий момент я до сих пор нахожусь в поиске. Вот почему это было невероятно хорошо принять участие в таком проекте как "Poetenes Evangelium" именно сейчас. Я чувствую две вещи: я иду ещё дальше в одном направлении с "Poetenes Evangelium", или я стану ещё более коммерческим продуктом, чем даже был раньше. Для ощущения жизни гораздо приятней думать о первой альтернативе. Потому что в этом случае я чувствую, что вдохнул жизнь во что-то и придал этому значение. Это много потребовало от меня, и в процессе работа была очень искренней. Но в то же время я знаю, что я есть и то, и другое. Также я люблю петь эти прилизанные песни для фильмов. То, что я буду делать, для многих будет непонятным. Я просто устал от того, что люди ожидают, что я буду играть только одну "роль". Я делаю то, что, думаю, кажется правильным. Не верю, что вы знаете, кто я! Не многие люди знают. Это раздражает меня. Я люблю унижать тех людей, которые заслуживают этого".

- Вы никогда не предубеждены против людей, которых встречаете?
"Да, предубеждён, Господи. Это меня очень разочаровывает. Мне так стыдно было за себя в некоторых случаях. И никогда себя не чувствую таким ничтожеством, чем когда встречаю собственную предубеждённость".

Добиться большего
- Что, вы думаете, является причиной тому, что вы были единственным, кого попросили озвучить "Poetenes Evangelium"?
"Я не знаю. Я думаю, Эрик Хиллестад почувствовал что-то такое, что никто не знал, что это было. По какой-то странной причине, он выбрал меня. И тот факт, что он попросил меня, меня очень заинтересовал. Потому что я тот, кто я есть во внешнем мире, и я, по-видимому, представляю то, что делал раньше. Хиллестад поверил, что от меня можно добиться большего.

- Это удивило вас?
"Да, и это очаровало мне, и в то же время мне было любопытно. Я знаю, что есть внутри меня, но мне стало любопытно, что кто-то ещё поверил, что у них есть причины думать об этом. А потом меня заинтересовал сам человек, вот так просто".

- Вы встречали многих людей, которые имели какое-то своё мнение о том, кто вы?
"Да, конечно. Они судят по лицу, и многие люди так поступают. Но так же есть те, кто способен смотреть мимо, сквозь такие вещи, видеть что-то ещё. Видеть возможности за пределами того, что видят другие. Это мне нравится, потому что, я чувствую, что-то из этого может выйти. К тому же, это огромная оценка знать, чем Хиллестад занимался раньше. Я знаю, что его нос вмешивается в такие дела, куда лезли и его мозги. Но не в этом случае, на самом деле. Это было интуитивным решением, так что это не выглядит как нечто, во что мы были ввязаны раньше. Никто не знал о том, как это будет развиваться".

- Но ведь это торговая марка Хиллестада, не так ли?
"Я думаю, если вы спросите Эрика, то он скажет, что не так часто он работал подобным образом. Это был процесс, полностью освобождённый от опеки. Не было никаких инструкций. Никто не указывал ни одного направления".

Ничего не знал
- Вы тоже никак на это не повлияли?
"Не я один. Всё делалось теми силами, что были освобождены во время записи. У меня не было идеи, что случится, когда я сел перед микрофоном, чтобы петь эти песни. Я ничего не знал. Не знал того, как мне следует петь. Я даже не знал мелодий. Они мне были неизвестны так же, как и стихи. И когда я услышал пианино, я не думал, что это подойдёт к стихам. Всё было в беспорядке, пока внезапно это не родилось. Вот что случилось практически со всеми песнями. Вот что потрясло нас так сильно, нас, кто работал над этим. Это странно, но без сомнения, это самая интересная вещь, которую я когда-либо делал".

- Вы сказали, что никто ничего не планировал. Это значит, что вы даже не знали, кто купит подобный альбом? Неужели рождественский альбом не самая что ни на есть заранее подготовленная пластинка для группы?
"В данном случае, мы должны видеть разницу между моментов старта и тем, что получилось в конце. Теперь, когда альбом закончен, начинает работать компания промоушна. Альбом разложен по полкам магазинов, статьи появляются в газетах. Это часть бизнеса. И тут всё случается как обычно. Но не важно, что вы будете думать об этом потом, никто не управлял процессом создания. Я никогда ещё не работал над чем-либо более неопределённым и абстрактным, чем это".

- Льстит, когда спрашивают?
"Не обязательно льстит. Более интересно. При всей скромности, я знаю, какой талант имею, и потому мне любопытно, когда другие думают так же".

- Вы всегда знали, что вы одарены?
"Не "что". Но я всегда знал, что имею подход к вещам достаточно простой и прямой. Я знаю, что могу быть посредником для чего-либо. Я знаю, что могу управлять чувствами людей. Я могу привести себя с состояние упоения над тем, над чем не имею контроля. Вот что интересно в музыке и пении, по моему мнению. Я более интересен, когда не пою типичные "милые" мелодии. Вместо того, чтобы петь американские хиты".

- Вы всегда знали, что станете таким человеком, каким являетесь сегодня?
"Я бы никогда не стал тем, кто я сейчас, если бы не знал этого раньше. Это, это как перелётная птица. Это то, что говорит тебе, куда отправляться потом. Не нужно спрашивать ничего. Я бы давным-давно отказался от этого бизнеса, если бы этого не было во мне. Тогда по дороге я встретил бы множество соблазнов, которые остановили бы меня".

- Тогда это можно назвать "kall" (" призванием")?
"Я думаю, лучше использовать для этого английское слово - calling. Это просто то, что, я знаю, я должен делать".

- Мой английский не так хорош, как ваш, поэтому позвольте спросить: в чём разница между kall и calling?
"Никакой разницы, если не считать, что норвежское слово больше клише, чем английское. Для меня мотивация приходит изнутри, независимо от денег и славы и так далее. И пение - это один из способов выражения для меня. Я вижу себя как музыканта. Я всегда был слегка счастлив от того, что люди приписывают мне это. Но слово "музыкант" тоже правильно лишь отчасти".

- Художник?
"Мне не нравится слово".

- Мечтатель?
"Да, это я".
"Стихи на "Poetenes Evangelium" не обязательно евангелистские. Что интересно, так то, что это альбом об Иисусе и его жизни. И о феномене веры. Об атмосфере Иерусалима. Стихи были написаны поэтами, которых не считали христианами, например Йенс Бьёрнебуэ, но которые уважали и были смирёнными по отношению к материалу (истории Иисуса). Этот материал имеет дело с чувствами, с которыми у христиан возникают трудности. Просто взгляните на другие альбомы на христианские темы и почувствуйте разницу. Стихи на "Poetenes Evangelium" такие, которые я бы назвал скрижалями, авторы описывают то, что пережили сами. Некоторые стихи так разрознены, что вы не можете понять их, разложить всё по полочкам в голове. Вы должны быть огипнотизированы ими. Я пел многие строчки, даже не зная, о чём я пою. Но если у вас открыты мысли, они интуитивно войдёт внутрь".

- Есть ли разница между двумя проектами Хиллестада - "Poetenes Evangelium" и "Salmer pA veien hjem" ("Псалмы по дороге домой")- где Кари Бремнес, Уле Паус и Мари Бойне исполняют старые псалмы?
"Их можно сравнить только в одном, только в одном: это музыкант, который до этого был задействован в другом, светском мире, и которого пригласили сюда. Когда нас просят сделать подобные вещи, мы все становимся менее значительными".

Любопытство
- В чём заключается для вас сущность Евангелия?
"Что интересно здесь, так это то, что прошло 2000 лет, с тех пор как Иисус бродил по земле. Нужно использовать интуицию, чтобы суметь приблизиться к этому…"

- Стихи подходят к вашему жизненному опыту?
"Определённо есть много схожего с моим жизненным опытом. И с моим умением получать жизненный опыт. Они написаны с неким любопытством и открытостью, что мне очень подходит".

- Но вы сами можете создавать скрижали?
"Нет, нет, нет. Это уже не я. Мне просто дали шанс быть использованным. Использованным в очень чистом смысле. Когда я пел те песни, я был как слушателем, так и певцом. Это не мой соло-альбом, совсем нет".

- А материал этого альбома будет исполняться на концертах?
"Очень может быть. Но это не запланировано, в любом случае. Как и сам альбом не был запланирован. Этот альбом - подарок, не только для нас, но для тех, кто возложит на него свои руки".

Перевели Анастасия Тимушева и Natalie


Источник: a-ha lifelines


mortenharket.ru закрыть окно