Stay on, stay on…
Впечатления от концерта А-ха в Новосибирске 27 октября 2003 года


Новосибирск, ледовый дворец спорта “Сибирь”, вечер 27 октября. Стадион почти полный, хотя остается только удивляться, что билеты все еще есть в продаже. Неужели люди не понимают, что у них – редкий шанс прикоснуться к настоящему искусству? Время бежит вперед, а мы приближаемся к своей мечте – сегодня многие из нас впервые в жизни увидят троих норвежских музыкантов, перед талантом которых мы давно преклоняемся. Нервы напряжены, и мы нетерпеливо поглядываем на часы. Господи, сколько еще ждать?! Когда же закончится вся эта канитель ни сцене?! По сцене бегают какие-то люди, что-то кричат, настраивают аппаратуру. А мы все ждем и ждем. Наверное, все поклонники творчества А-ха сейчас думают об одном и том же. Как они выйдут на сцену? Какая будет первая песня? Как они будут одеты? В каком настроении? В каком составе? А вдруг кто-то заболел? Вот уже сорок минут прошло, а их все нет… Начинаем думать: а вдруг они совсем не приехали? В Новосибирске такое уже было, и не раз. Звезды гораздо меньшего масштаба просто игнорировали концерты.

Зал медленно, но верно начинает бунтовать. Ох, как же долго тянутся эти минуты! Вся наша компания начинает нетерпеливо хлопать и свистеть. И вот он, долгожданный миг! Диджеи Европы плюс уходят, уступая место А-ха! Огромные экраны над сценой показывают лица музыкантов в слабом свете софитов. Мы вскакиваем со своих мест и как бешеные начинаем кричать. Кто-то из нашего сектора дико визжит, а кто-то кричит: “Мортен, давай, давай!!” Первые аккорды… Ну конечно же, это Forever not yours, в точности такое же звучание, как на давно заученном How can I sleep with your voice in my head! На сцену поднимаются Пол Воктор и Магне Фурухольмен, за ними – Мортен Харкет. Понимаем, что бэк-вокала сегодня не будет. Господи, неужели это они?! Не верю своим глазам, не знаю, куда смотреть – в бинокль или на экраны над сценой. Они так близко, что просто не верится. В такое просто невозможно поверить! Люди, которых я привыкла воспринимать нереальными, кумиры, так близко, всего в нескольких метрах… И они совсем обычные люди, живые, как и все мы. И первое впечатление – просто шок. Мортен выглядит усталым, даже немного грустным. Forever not yours он почти полностью поет с закрытыми глазами. Пол сосредоточен на своей гитаре, как и всегда. На лбу залегли всем знакомые задумчивые складочки. Магне тоже не такой веселый, каким он иногда бывает. Он же вроде самый юморной из них?! Первые две песни пытаюсь разобраться со своими впечатлениями. Это и растерянность, и взрыв эмоций, и разочарование, и ожидание. Первые несколько песен партер практически молчит. Как они могут молчать, когда на сцене А-ха?! Мимо проносятся Minor Earth, Manhattan skyline, I’ve been losing you. Такое знакомое звучание, но в новой аранжировке. Аккорды гитары Пола эхом отдаются в ушах, вперемежку со знакомыми “And I try, and I try, and I try…” Мы уже не отличаем, где поет Мортен, а где – мы сами. У нас на редкость шумный сектор, и даже охрана тут совершенно бессильна. На Did anyone approach you партер наконец начинает просыпаться и неуверенно подпевать. И Мортен, похоже, тоже распелся. Теперь мы слышим привычные нотки в его голосе и видим привычное выражение, не такое отрешенное. Под одобрительные крики зала Мортен снимает кофту на молнии. В зале такая истерия, что его голос практически не слышен. То ли зал поет Did anyone, то ли просто выбрасывает свои эмоции. Ни слова ни разобрать! Один сплошной шум, крик и визг.


Swing of things, Lifelines. Я понимаю, что зал наконец-то проснулся – да и как не проснуться от такого энергичного исполнения Swing of things? Это что-то особенное – слышать такие знакомые песни вживую. Lifelines, первые аккорды. Зал начинает подпевать. Похоже, для многих это любимая песня. Та, которую они ждали больше всего. Мортен забывает слова, прямо в самой середине припева. И пока он идет к своим знаменитым шпаргалкам, Пол подхватывает “…just follow your lifeline through…” И зал охотно помогает… Потом Stay on these roads. Уникальная песня, уникальное исполнение. Сейчас кажется, что Мортен никогда не исполнял ее так, как сейчас. Это гораздо лучше, чем даже на живом альбоме. ЛДС замирает, отдавая должное силе голоса и качеству музыки… Это единственная песня за весь концерт, исполненная в полной тишине… Такое чистое звучание, идеальное сочетание аранжировки и тембра голоса Мортена. И снова зал взрывается. Да, это Hunting high and low!! Те самые проигрыши, которые Пол и Магне написали давным-давно, но теперь живые, и только для нас! Мы переорали уже всех, требуя внимания к нашей стороне. И теперь нам кажется, что Мортен поет в нашу сторону… Мы свистим и кричим еще громче, до хрипа. А он останавливается и направляет микрофон в толпу... И зря, мало кто в зале знает сами слова. Мы надрываемся: “…do you know what it means, to love you?…”


Oranges on appletrees пропустили, как и Crying in the rain. Дальше все по диску – взрывные Scoundrel days, Cry wolf. Cry wolf я не узнала, ее было практически не слышно из-за шума на стадионе. За ними – Dragonfly и Sycamore leaves в исполнении авторов! Обалденные ощущения – слышать живой голос Пола Воктора!! В сотый раз, но теперь уже совсем близко… Мортен ушел со сцены, а все софиты направлены на Пола, самозабвенно исполняющего Sycamore leaves. Затем Магне в очередной раз меняет синтезатор на гитару – теперь его очередь для Dragonfly: “I will never let you go… Just fly, dragonfly…” Магне в отличной форме, хотя ходили слухи, что он болен после поездки в Камбоджи. Но он, кажется, в отличном настроении – все время обращается к публике. И зал ревет, захлебываясь эмоциями. Дальше – Take on me, которую мы поем уже все вместе. Уже давно никто не сидит на своих местах, а охрана просто перестала сопротивляться. Это бесполезно, народ слетел с катушек. ЛДС сходит с ума, кажется, что он сейчас порвется на части от крика. Living daylights Магне оставляет нам, он просто поворачивает микрофон в нашу сторону. “You are not singing!” – обвиняет он нас. И словно пытаясь опровергнуть его слова, мы повторяем и повторяем “o-o-ooo living daylights, o-o-ooo living daylights, o-o-ooo living daylights”, много раз, десять, а может и больше. И все никак не можем остановиться, несмотря на все попытки Магне угомонить публику. Они уже и сами не рады?…
Еще несколько мгновений абсолютной неразберихи – и А-ха уходят со сцены… Как, это все?! Неужели все двадцать песен уже пролетели?! Нет, такого просто не может быть… Многие начинают расходиться, но большинство все еще ждет. Чего они ждут? Не можем же мы просто так их отпустить! И мы начинаем кричать, аплодировать, топать, свистеть. Проходят секунды, минуты. И наконец Пол, Мортен и Магне опять появляются на сцене. Что тут началось! Все орут так, что не слышно ни слова из того, что они пытаются нам сказать в микрофон. Первые аккорды полностью тонут в реве зала. Да, Summer moved on!! Песня, которую мы ждали весь вечер, оставили на бис! Молодец Новосибирск, мы это сделали! Summer moved on вживую стоила того, чтобы окончательно сорвать голос, пытаясь повторить высокий голос Мортена. Последняя песня не сегодня, заявляет Мортен. Sun always shines on TV? Да, она! Энергичная, живая, полная жизненной энергии – самая подходящая для окончания концерта. Потом они прощаются под возмущенные рукоплескания зала, мы не можем их отпустить!! Но вскоре понимаем, что теперь Мортен уже точно решил: “That’s enough, that’s enough!” Все трое снова уходят со сцены. Мы делаем вид, что у нас совсем плохо с английским, – это наш последний шанс. И мы еще долго безуспешно пытаемся вернуть музыкантов, сходя с ума от собственной истерии. Но это бесполезно, все решено… Мы еще некоторое время стоим на трибунах, пока нас не начинает разгонять охрана. На сцене убирают аппаратуру. Все, можно больше не ждать.


Мы выходим на улицу. Пока думаем, что делать дальше, через запасной выход в окружении охраны выходят Мортен, Пол и Магне и быстро садятся в длинный серебристый Мерс с тонированными стеклами. Мы подбегаем к машине, чтобы разглядеть музыкантов, но через стекла ничего не видно – остается только помахать: “Спасибо за лучший день в нашей жизни!” Я понимаю, что для них это просто очередной концерт, один из тысячи. А для нас, впервые увидевших все своими глазами, это нечто запоминающееся на всю оставшуюся жизнь… Все эти дни вновь и вновь прокручиваю весь концерт в голове. Помню все до самых маленьких подробностей… Такую знакомую и такую далекую улыбку Мортена… Такие до боли знакомые серьезные складочки на лбу Пола… Такую оптимистичную улыбку Магне, исполняющего что-то вроде гопака… Так хочется сохранить все это в памяти. Когда еще увижу А-ха? Stay on, stay on…

Эпилог

И еще, хочется заранее сказать пару слов в защиту А-ха. Предвижу, что после окончания этого тура в их сторону неизбежно полетят камни. Как минимум, мы услышим следующее:

1. А-ха приехали только для того, чтобы заработать деньги. Интересно, зачем для этого ехать так далеко? Они что, похожи на людей, у которых туго с деньгами?! И тем более, что зарабатывать деньги в Европе гораздо проще, чем в России. Билеты здесь стоят не так много, а залы не всегда заполнены до отказа (что, вообще говоря, странно). А в Новосибирске вообще нет большого концертного зала с хорошей акустикой, только ЛДС с парой тысяч посадочных мест. Исходя только из коммерческих соображений, А-ха могли бы просто дать пару концертов в родной Норвегии.

2. Мортен халявит на сцене и заигрывает с поклонницами. Правда? Видимо, у меня совсем плохо со зрением… Весь концерт смотрела во все глаза, когда же он наконец это сделает. А он большинство песен пел на почтительном удалении от края сцены и с закрытыми глазами, полностью погружаясь в музыку. Хотя, может быть, те пять автографов, которые он дал, как раз и есть тот самый несовершенный способ заигрывания.

3. А-ха приехали с последним живым альбомом, который все уже наизусть знают, ничего нового. Так и хочется спросить: разве этот альбом так плох? Разве на нем не собраны все лучшие, любимые песни? И разве может концерт обойтись без Hunting high and low, I’ve been losing you, Summer moved on? Вопрос, по-моему, риторический.


P.S.

Это концерт в ЛДС “Сибирь” заставил меня о многом задуматься. Например, о своем отношении к А-ха и их творчеству за все эти годы. Сегодня уже ни для кого не новость, что многие поклонники отвернулись от А-ха после выхода двух последних альбомов. Их обвиняют как минимум в неискренности и как максимум в фальши…
Я весь концерт смотрела на Пола Воктора, пытаясь проникнуть в его мысли и чувства. Этот человек без малейшего признака звездной болезни – самая скрытная личность в составе А-ха и самый яркий музыкант из них троих. Что мы о нем знаем? Практически ничего. Кроме того, что большинство лучших песен А-ха – его творение. И именно на этом концерте я впервые задумалась о том, легко ли быть кумиром? Похоже, что нет. От тебя постоянно чего-то ждут. Один промах – и самые преданные поклонники отворачиваются. В этом преимущество фанатов: они могут уйти в любой момент, просто сказав, что они разочаровались… Но если кумир не попал в струю, то его обсудят во всех подробностях и раскритикуют. Правда, за глаза. Когда-то А-ха лелеяли надежду стать знаменитыми. Но с тех пор прошло много лет. Они состоялись как музыканты и личности – и приобрели новое понимание музыки. И теперь то, что они делают, – искусство ради искусства. Как мне кажется, наибольшую ответственность за творчество А-ха ощущает Пол Воктор. Как думаете, легко нести такую ношу?..


28 октября 2003 г.

Мила

...

Закрыть окно

...