Go With The Flо (интервью с Магне на фестивале во Флё)

Анастасия Кошелько, август 2012

«А вы бывали во Фло?» Услышав подобный вопрос, многие вспоминают знаменитую сцену из мультфильма про попугая Кешу, который, стоя на лестнице, вещает собравшимся жителям двора о прелестях жизни на Таити… где он, к слову, никогда не бывал. Мы же хотим рассказать вам о фестивале Go With The Flо, на котором побывали сами 24 июня. Итак, представьте себе ясный полдень, синее Норвежское море, волны которого медленно накатываются на берег, зеленые поля и горы в непосредственной близости от берега, несколько аккуратных деревянных домиков…тишина, которая вдруг нарушается громким звуком, издаваемым самым большим в мире мобильным горном Decibel.
Жизнь в больших городах становится все быстрее и быстрее, поэтому нам часто хочется хотя бы ненадолго сменить обстановку. Попробуйте изменить отлаженный временем и постепенно увеличивающимся бюджетом отпускной маршрут и поехать куда-нибудь to the middle of nowhere, но не на юг, как это принято, а в маленький городок на севере, подальше от городской жары и шума. Перед планированием путешествия желательно погуглить и проверить, нет ли какого-нибудь интересного события в тех местах, куда Вы отправляетесь. Часто в таких городах проводятся различные мероприятия, выставки или музыкальные фестивали. Прелесть подобных событий в том, что они не делаются с размахом огромного бюджета, а проводятся по личной инициативе нескольких увлеченных людей, которые просто хотят устроить праздник для друзей и близких. Итак, мы предлагаем вам путешествие на северо-запад Норвегии, в живописный район Sunnmøre. Там, на острове Hareidlandet всего в 8 км от г. Ульстейнвик (Ulsteinvik), в котором находится головной офис международного морского подразделения Rolls-Royce plc, расположилась маленькая деревня Фло (Flø), настолько маленькая, что Вам нужно будет постараться, чтобы найти её на карте.

Мы прибыли во Фло за день до открытия фестиваля. Встретил нас Хьюго Опдаль (Hugo Opdal), норвежский галерист, одна из галерей которого расположена во Фло. С радушием гостеприимного хозяина он показал нам окрестности, после чего мы пообщались с братьями Нильсом и Свеном Велькер (Nils и Sven Völker) и Магне Фурухольменом (Magne Furuholmen), имя которого знакомо большинству по легендарной норвежской группе A-HA. 24 июня, во время фестиваля, мы познакомились с дизайнерами самого известного норвежского бренда Moods of Norway Петером Берресеном (Peder Børresen) и Саймоном Стаалнаке (Simen Staalnacke), а также со специальным гостем фестиваля культовым британским исполнителем Робином Хичкоком (Robyn Hitchcock).
– Хьюго, вы принимаете у себя в гостях посетителей фестиваля Go With The Flo уже третий год. Как у вас появилась идея организовать фестиваль во Фло?
– Место, где находится Фло, очень необычное. Здесь есть художественная галерея и бутик одежды Moods of Norway, а проживает всего 167 человек. Как-то мне пришла в голову идея организовать здесь какое-нибудь событие в летнее время, как я сам это называю, Artival (производная от сочетания слов art и festival. – Прим. ред.). Я рассказал о своей идее друзьям и предложил организовать фестиваль, который будет сочетать искусство, моду и музыку. Первоначально в нем принимали участие мои друзья. Но ваши друзья открывают вам двери в мир своих друзей, таким образом, каждый год в фестивале принимает участие все большее количество известных людей. Во время первого фестиваля у нас был концерт экспериментального музыкального коллектива Apparatjik , состоящего из четырех человек – это Магне Фурухольмен из А-НА, Йонас Бьерри из Mew, Гай Берримен из Coldplay и Мартин Терефе, известный продюсер. Этот концерт был почти эксклюзивным, Apparatjik в том году сыграли концерты в Берлине, Лондоне и во Фло! А в прошлом году Йонас записал для Фло специальный анимационный фильм. То есть, как вы видите, все начиналось с дружбы.
– А что ждет посетителей фестиваля в этом году?
– Для нас очень важно, чтобы все, кто приезжает во Фло, могли почувствовать дружескую атмосферу. Программа фестиваля меняется, но концепция остается прежней – это микс между искусством, модой и музыкой. В этом году будет выставка тракторов, Moods of Norway начнет продажу тенниски с новым принтом, будет художественная выставка, на которой будут представлены работы многих известных художников и скульпторов. Магне будет открывать фестиваль, исполнив специальную композицию на самом большом в мире мобильном горне Decibel, написанную с использование звуков, которые я сам записывал во Фло: звуки с верфи, звуки работающих тракторов и даже мычание коров (смеется). Получилось очень интересное «звуковое» произведение. Другим эксклюзивным событием будет акустический концерт Робина Хичкока для аудитории из 100 человек. Такой маленький и очень интимный концерт. Он выступит с норвежскими ребятами Фроде и Анной Лизой, а в конце к ним присоединится Магне и будет аккомпанировать на музыкальном инструменте tenori-on. Нам нравится делать маленькие, но эксклюзивные вещи, это самое главное (улыбается).
– А как вы считаете, в том, что фестиваль проводится в таком отдаленном от центра месте, есть какие-нибудь трудности или, наоборот, в этом преимущество?
– Я думаю, что в этом только преимущество. Нас все тут знают и положительно относятся к нашей идее, помогают как волонтеры. Люди пекут традиционные вафли, готовят напитки и помогают во время самого фестиваля. Мы делаем это вместе со всей коммуной Фло. А посещают фестиваль люди со всего мира, потому что мы каждый раз собираем отличных музыкантов и деятелей искусства. В прошлом году к нам приезжало много людей из Германии и Англии, и, конечно же, из больших городов Норвегии. Ведь добраться до Фло не так уж и сложно. Здесь очень красивая природа, это особенное место. Живя в большом городе, люди всегда куда-то торопятся, стремятся как можно скорее попасть из пункта А в пункт В. Во Фло можно расслабиться, насладиться красотой окружающей природы, выйти в море на лодке, побродить по галерее, а может быть, даже зайти в магазин и купить себе что-нибудь от самого крутого норвежского бренда. И главное, это то, что люди, которые посещают фестиваль, ни за что не платят: во время фестиваля все необходимое – еда и напитки – предоставляется бесплатно. Кстати, помещение, в котором находятся галерея и магазин, это бывшая гимназия. А в бывшем спортивном зале, который до сих пор выглядит как спортивный зал, у нас будет инсталляция братьев Нильса и Свена Велькер, которые приехали из Германии. Мы их тут называем magic boys, их инсталляцию стоит увидеть каждому.



Мы прошли в спортивный зал, где нас встретили Нильс и Свен.
– Нильс, Свен… а что это такое?
Нильс: Хороший вопрос (смеется). Мы называем это медиаарт-инсталляцией (media art installation), которая сочетает графическое изображение на стене и специальную конструкцию из пластиковых мешков. Причем для изображения на стене использовались только натуральные краски, но специально запрограммированное освещение создает различные визуальные эффекты. Та же программа отвечает за так называемые движения пластиковых мешков.
Свен: Для этой инсталляции мы использовали пластиковые мешки, такие же, какие в Норвегии обычно используют для упаковки сена. Мы часто используем в своих работах пластиковые пакеты разных размеров, но предпочитаем не говорить о том, что использование в нашей инсталляции пластиковых мешков имеет какое-то определенное значение. Нам интересно узнать, что люди сами думают об этом.

После разговора с magic boys мы встретились с Магне Фурухольменом, которого, кажется, не нужно лишний раз представлять. Но на всякий случай упомянем о том, что он не только один из создателей группы A-HA но и композитор, сольный исполнитель, участник группы Apparatjik а также талантливый художник, работающий в разных стилях.
– Г-н Фурухольмен , это не первое ваше участие в фестивале во Фло, а с чего все начиналось?
– Это уже третий фестиваль во Фло. В первый раз я приехал сюда в 2008-ом году, чтобы сделать выставку в галерее Хьюго Опдаля, и просто влюбился в это потрясающее место: с одной стороны оно расположено у самого берега моря, с другой тут горы. Я подумал, что Фло нужно обязательно показать моим коллегам из Англии. В том году мы делали инсталляцию-шоу Anticlimax: стены внутри помещения галереи были покрыты алюминиевой фольгой, таким образом, получился своеобразный холодильник, который простоял почти месяц. Внутрь мы поместили снег с гор, сделав из него скульптуры, покрыли их фольгой и оставили таять. В результате получилось почти две тонны воды. Я позвонил своему английскому галеристу Полу Столперу и сказал: «Ты должен привезти во Фло работы Дамиена Херста и других художников. Мы должны показать это место людям». После нескольких выставок появилась идея организовать фестиваль. Пол предложил название Go With The Flo, что является своеобразной модификацией английской фразы Go With The Flow (плыть по течению). С того момента стало ясно, что на фестивале должно быть немного музыки, немного искусства, много людей и очень дружная атмосфера. В первый год фестиваля здесь был концерт группы Apparatjik – это было выступление в кубе, присутствовало много людей из окрестностей Фло и более отдаленных мест. Вот так все и началось... Это сотрудничество положило начало нашей дружбе с Хьюго, сейчас у нас есть совместная галерея в Осло.
– А хотите ли вы привлекать жителей больших городов или даже граждан других стран принимать участие в фестивале во Фло? Как-то рекламируете это событие?
– У Хьюго есть небольшой сайт, на котором можно найти информацию о фестивале. Люди, живущие в Оллесуне, самом крупном городе района, и в округе, узнают информацию о событии из местной прессы, а благодаря Интернету о фестивале узнают люди, живущие достаточно далеко, и приезжают сюда, чтобы просто отдохнуть. Такого рода событие не надо никак рекламировать, потому что этот фестиваль никогда не будет масштабным событием, он всегда будет оставаться приятным летним воскресным отдыхом для друзей. Но мы всегда рады новым гостям (улыбается). При этом мы ничего не делаем специально для раскрутки фестиваля, с самого начала это некоммерческая инициатива и такой и останется. Все участники приезжают по нашему приглашению. С ребятами из Германии, которые делают экспозицию в гимназии в этом году, Нильсом и Свеном, я познакомился во время выступления Apparatjik в Берлине. Другой наш друг – это скульптор, который придумал Mobile Horn Load-speaker Soundsystem Decibel – самый большой в мире мобильный горн.
– Первоначально Decibel был задуман как часть проекта, посвященного борьбе против разработки угольных шахт в Вевринге (Vevring), и впервые зазвучал на 30-ю годовщину выставки Vevringutstillinga в 2009 году. Написанная вами для нынешнего фестиваля композиция для Decibel – это тоже выражение протеста?
– Нет, в этом году мы используем его просто как музыкальный инструмент. Ведь Decibel в первую очередь очень интересный объект, который издает потрясающие звуки, и будет жаль, если никто не будет его использовать по назначению, т. е. для воспроизведения звука. Он был создан как часть проекта по защите Вевринга, но в дальнейшем с ним работали музыканты, занимающиеся электронной музыкой. И для Фло я написал композицию в сотрудничестве с другими музыкантами и использовал звуки, которые Хьюго записал здесь. Все это вы можете услышать в округе: различные шумы, ветер, звук работающего трактора. Все, что я сделал с этими звуками, – это систематизировал их, т. е. создал звуковую скульптуру. Я на самом деле считаю, что то, что я сочинил, это скорее звуковая скульптура, нежели музыкальное произведение.
– А ранее вы делали подобные музыкальные скульптуры?
– Я делал музыкальные инсталляции, начиная с 1996 года, но в то время это было несколько иначе. Для меня естественно использовать звук в других видах творчества. Не так давно я делал звуковые скульптуры как часть проекта Alpha-Betta. Все предложения и слова, которые были спеты Мортеном Харкетом для последнего альбома А-НА, были записаны и порезаны на куски, из которых были созданы новые предложения. Мелодия полностью зависела от нового порядка слов. Таким образом, был записан альбом Words Symphony, существующий только как часть портфолио моих работ. Для Appаratjik мы также делаем много экспериментов со звуком и различными звуковыми сочетаниями.
-Во время воркшопа Apparatjik, проходившего в рамках фестиваля “Стрелка” в Москве в мае 2011-го года, вы рассказывали об идее создания системы генерирования музыки, используя шахматную доску, когда ячейкам присваиваются ноты и в зависимости от хода появляется мелодия… Была ли записана таким образом песня или мелодия?
– Да, мы кое-что записали. Есть композиция – «Каспаров против Big Blue IBM». Но мы предполагали показать эту работу в Санкт-Петербурге, во время фестиваля цифрового искусства Yota Space. По какой-то причине этот фестиваль так и не состоялся. Так что «Каспаров против BigBlue IBM» ждет своего часа. Сейчас мы работаем в сотрудничестве с другими исполнителями над несколькими последовательными выступлениями. Уже запланировано несколько шоу в Осло.
– В этом году?
– Да. Одно состоится в конце сентября, и это будет выступление в кубе, второе будет инсталляцией в Музее искусств, которое пройдет в середине сентября и будет частью проекта «Музыка в искусстве». Мы будем использовать камеры слежения, которые установлены в музее, чтобы записать траекторию движения и перенести ее на музыку.
– Так же как и с шахматами, координатам движения будут присвоены ноты?
– Именно так. В музее, если вы, например, туда войдете, вы будете двигаться, а мы будем использовать траекторию вашего движения. Записав в течение долгого периода такие «мелодии», мы выберем наиболее интересные моменты, которые используем во время выступления. Мы много работаем над генерированием музыки нестандартными способами. В этом отражается наше стремление отодвигать границы, стремление к пониманию того, когда мы получаем лучший результат: когда мы полагаемся на случайный выбор или когда создаем достаточно оптимальную систему.
– Но это уже относится к математическим дисциплинам, таким как теория вероятности, теория хаоса… Вам приходится углубляться в фундаментальные науки и изучать их?
– Это достаточно серьезно. Я постоянно что-то изучаю, создавая различные предметы искусства и участвуя в различных проектах. Но я не изучаю никакие научные дисциплины. В этом и есть идея выбора. Кто-то хочет заниматься именно наукой, а нам интереснее сотрудничать с учеными. При этом я могу научиться многому, разговаривая с людьми – это процесс обмена знаниями. Я интересуюсь большим количеством вещей, но не могу стать экспертом во всем этом. Исследования, которые я провожу, всегда ограничены тем, чего я хочу достичь. Я не пытаюсь проводить глобальные исследования, чтобы получить докторскую степень в математике. Я даже не заинтересован в получении степени в искусстве (улыбается). Все, что меня интересует, это поиск новых моделей и интересное сотрудничество с интересными людьми.
– Г-н Фурухольмен, расскажите, как у Apparatjik появилась идея записать песню Superpositions?
–Текст для этой песни был взят из книги ученого, с которым мы в тот момент сотрудничали. Мы взяли небольшой кусок текста и записали к нему мелодию. При этом мы не поменяли ни одного слова в тексте. Просто спели его и наложили на мелодию.
– Люди, знакомые с квантовой теорией суперпозиции, наверняка были приятно удивлены…
– О, да (улыбается). Песня получилась интересная.
– Вы сказали, что в Осло планируется выступление в кубе. Недавно другой музыкальный коллектив объявил о намерении также выступить в кубе, что вызвало реакцию со стороны Apparatjik.
– Да, такое было, каждая из сторон защищала свою позицию, но сейчас мы сотрудничаем. В основу совместной работы ложатся наши дискуссии, аргументы и возражения, которые были между нами до того, как мы встретились. Таким вот образом мы превратим что-то негативное или непривлекательное во что-то красивое. На прошлой неделе мы встречались в Лондоне и решили попробовать сделать что-то вместе. Я предложил дать название новому проекту, которое будет анаграммой, состоящей из части названия Apparatjik и части названия Scanner.
– А как насчет вашего сольного творчества? Последний сольный альбом был записан вами в 2008 году. Что-нибудь пишете в настоящее время?
– Не знаю (задумался)... Сейчас я не чувствую, что у меня есть потребность это сделать, но все еще может измениться…



Moods of Norway был основан девять лет назад друзьями Петером Берресеном и Саймоном Стаалнаке в их родном городе Стрине (Stryn) и с самого начала выделялся в фэшн-мире особой философией и юмористическим подходом к созданию коллекций и рекламным кампаниям, сопровождающим их. Через несколько лет после основания марки к Петеру и Саймону присоединился третий дизайнер – Стефан Далквист (Stefan Dahlkvist). Помимо главной цели осчастливить своих бабушек и дедушек Moods of Norway сумели покорить не только любителей красивой, модной и в то же время удобной одежды, но и звезд мирового уровня, таких как Black Eyed Peas, Дейв Наварро, Гвен Стефани, Кэти Перри, и многих других. Бутики бренда открыты во многих городах мира, Moods of Norway создали коллекцию одежды для олимпийской сборной Норвегии, а Петер и Саймон остаются невероятно позитивными молодыми людьми, открытыми для общения. Во время фестиваля, несмотря на занятость, они находили время для каждого, не забывая спрашивать у посетителей, как они себя чувствуют и не нужна ли им помощь.
– Петер, вы создаете счастливую одежду для счастливых людей…
– (Смеется.) О, да!
– Вы считаете, что одежда может помочь человеку чувствовать себя если не более счастливым, то как минимум лучше?
– Определенно да, я так считаю. Мы построили бренд на сочетании юмора и ярких цветов в одежде. У нас есть три разные линии: Street Moods of Norway, Casual Moods of Norway и Cocktail Moods of Norway. Таким образом, люди могут одеваться в соответствии со своим настроением в данный момент. Вы можете создавать свои собственные комплекты, выбирая что-то из коллекции Cocktail – розовый пиджак или платье с цветочным принтом и сочетать это с вещами из другой коллекции. Но одежда всегда будет соответствовать тому, как вы себя ощущаете в данный момент.
– Такой подход несколько отличается от глобальных модных трендов. Moods of Norway нашли свою нишу?
– Честно говоря, мы не думаем о том, какое место занимает наш бренд в современном модном мире. Нам достаточно знать, что люди, которые носят нашу одежду, счастливы. Если это так, то мы довольны, это все, что нам нужно.
– Вы, Саймон и Стефан – три совершенно разные личности. Бывают ли напряженные моменты во время креативного процесса или вам удается сохранять баланс интересов?
– Нет, совершенно нет никакого напряжения. Мы с Саймоном работаем вместе уже почти девять лет, и еще у нас есть третий мушкетер, Стефан, который сейчас находится в Лос-Анджелесе. Нам нравятся одинаковые вещи, наши вкусы во многом совпадают. Если мы не можем прийти к согласию по какому-то вопросу, то в такой ситуации мы просто не продолжаем работать в этом направлении. А если все согласны, например, ввести в ассортимент новую категорию или использовать новый специфический дизайн, то мы делаем это.
– Идеальное совпадение интересов и намерений?
– Ну да (смеется), можно так сказать…
– Число 234 243, вышитое на рукавах мужских костюмов и рубашек, – это количество тракторов в Норвегии. Оно не поменялось с момента, когда вы впервые запечатлели его на ткани?
– О да! Конечно же, число 234 243 – это уже второе число, которое вышито на рукавах мужских костюмов и рубашек. А сейчас мы опять меняем число на новое, которое вы пока не можете увидеть на одежде. Это число тракторов, которые согласно статистике эксплуатируются в Норвегии на сегодняшний день.
– Но почему вы выбрали в качестве символа бренда именно трактор?
– Ну-у… не знаю (смеется)... Нет, конечно же, знаю. Мы шьем достаточно дорогую одежду. Обычно в мире моды бренды, создающие одежду высокого класса, выбирают в качестве символов что-то, что подчеркивает высокий статус, например игрока в поло. А мы решили, что будет веселее и оригинальнее выбрать в качестве символа что-то более приземленное, близкое и понятное обычным людям. Трактор символизирует жизнь простого человека. С другой стороны, трактор на розовом костюме создает прекрасный контраст. Ведь бренд Moods of Norway построен на контрастах. Мы из Норвегии, из страны, расположенной далеко на севере, и мы отразили в бренде самое лучшее, что есть у нас, и сочетали это с тем лучшим, что есть в остальном мире. Даже здесь, на фестивале Go With The Flo, вы можете заметить это. В фестивале принимают участие звезды мирового уровня, такие как Робин и Магс, в галерее представлены работы самых известных художников, начиная с Дамиена Херста. Собрать всех их во Фло, в этом удивительном маленьком месте, – это ведь тоже необычное сочетание, которое мы находим просто восхитительным.
После посещения галереи и отдыха на побережье гости фестиваля были приглашены на акустический концерт культового британского исполнителя, композитора, актера и художника Робина Хичкока. Это событие стало настоящим подарком для посетителей и прекрасным завершением фестиваля. А после концерта г-н Хичкок поделился своими впечатлениями.
– Г-н Хичкок, вы только что выступили перед аудиторией, которая приехала во Фло на фестиваль. А как вы сами попали на фестиваль?
– Моя жена, Мишель, выставляет четыре картины в галерее. Это изображения норвежских льдов. Такие специальные трехмерные картины. Она участвует в фестивале как художник по приглашению нашего друга. Он спросил, не хотел бы я тоже поучаствовать и исполнить что-нибудь. Я подумал: а почему бы и нет, и пригласил с собой Фроде (Frode Stromstad) и Анну Лизу (Anne Lise Frokedal). Сама Анна Лиза знакома с Магне уж более пяти лет. Он продюсировал альбом ее группы в Лондоне. Таким вот образом получилась своеобразная коллекция связей, и вот мы все здесь.



– Ваше выступление было акустическим, но несколько песен вы исполнили под аккомпанемент tenori-on, на котором играл г-н Фурухольмен. Почему вы решили использовать этот современный электронный инструмент в акустическом концерте?
– Мы хотели проверить, что выйдет, если Магне сыграет с нами. Если вы заметили, у нас отсутствовал ударник на сцене. А мы с Фроде очень старомодны, нам нужен ритм, чтобы мы не опаздывали вступать в песню. Вот мы и решили попробовать tenori-on. Но Магне использовал этот аппарат не просто как электронный синтезатор звука ударных, а скорее как что-то вроде клавишных и создавал определенные спецэффекты. Мне очень понравилась эта идея. Главное – это звук. Как мы звучали?
– Великолепно!
– На самом деле хорошо? А вступали мы вовремя?
– Конечно!
– О, это замечательно (смеется)! Отлично, что все получилось! Еще я должен сказать, что это просто великолепная идея сыграть концерт в деревне. Я даже не могу представить себе что-то подобное у нас, в Англии. Очень хорошо, что ребята все это сделали. Посмотрите, ведь мы все сюда приехали и все восхищены маленьким Фло и я уверен, что все получили удовольствие от сегодняшнего дня!
И это правда: по счастливым и довольным лицам посетителей фестиваля было видно, что они провели этот интересный день в хорошей компании замечательных людей.


Источник: EGO IST


mortenharket.ru закрыть окно