Apparatjik, или кое-что о супер-группе…

Анастасия Кошелько, сентябрь 2012

Когда Вы не находитесь под влиянием прочтённых рецензий, мнения критиков или сложившихся стереотипов, Вы пребываете в выгодной ситуации, т.к. можете воспринимать музыкальный материал с чистого листа, ориентируясь только на собственные ощущения. Это возможно, если “исследуемый” объект по каким-либо причинам ранее находился вне поля Вашего “музыкального” внимания. И если для “исследования” Вы вооружитесь хорошими наушниками, что позволит, с одной стороны, слушать музыку, ни на что не отвлекаясь, а с другой - услышать те нюансы, которые слышны только при таком прослушивании, то Вы готовы к настоящим открытиям. Название группы Apparatjik, о которой мы хотим рассказать сегодня, наверняка многим неизвестно, хотя упоминание о группах A-HA, Coldplay и Mew не может оставить равнодушными любителей хорошей музыки. Но не многие знают о том, что супер-группа Apparatjik состоит из участников этих самых групп – это Магне Фурухольмен (экс А-НА), Йонас Бьерри (Mew), Гай Берримен (Coldplay) и Мартин Терефе (продюсер). А т.к. у каждого под рукой всегда найдётся доступ во всемирную сеть, то узнать больше, чем мы расскажем, послушать или заказать альбом, сможет каждый. Наш совет, начните с песен tell the bAbes, cervux seQuential, COmbat disco music, Snow crystals и Supersonic sound.
Название Apparatjik так и переводится - “Аппаратчик”, т.е. сотрудник бюрократического аппарата, а исполняют они качественную электронную музыку в разных жанрах, таких как альтернативный, индустриальный и танцевальный рок. В первый раз участники группы собрались в этом составе для записи песни Ferreting для альбома Songs for Survival, выпущенного в благотворительных целях организацией Survival International. Далее последовала запись нескольких песен, а первое публичное выступление состоялось 1-го февраля (01.02.2010) в Берлине во время фестиваля Club Transmediale, что совпало с релизом первого альбома “We are here”. В том году Аппаратчики выступили в специально сконструированном кубе, на стороны которого проецировался сложный визуальный ряд. Стоит отметит и то, что участники группы часто выступают в очень необычных костюмах. Далее последовали выпуск нескольких синглов, несколько выступлений на фестивалях, участие в различных арт-проектах и вокршопах, в том числе и на “Стрелке” в Москве. 11.02.2011 Аппаратчики запустили проект agreeneryouniverse. В рамках этого проекта каждый желающий мог посадить дерево, сделать фото и загрузить его на сайт Apparatjik. Первым 1000 посадившим дерево Аппаратчики обещали выслать бесплатно свой следующий альбом. 11.11.2011 новый альбом “Square peg in a round hole” стал доступен в приложении к iPad, а несколькими днями позже он был подарен всем участникам проекта agreeneryouniverse. Фактический выпуск альбома состоялся 21.02.2012 (обратите внимание: многие даты – это зеркальное отражение цифр года и цифр дня и месяца), после завершения проекта Everybody is one bar.
Но, несмотря на звёздный состав группы, 2 альбома и приличный список участия в разных арт-проектах и фестивалях, музыкальные критики обходят Аппаратчиков своим внимание, а в чартах ведущих радиостанций до сих пор не звучат их песни. Однако, в июле этого года на фестивале Roskilde в Дании, на концерте Apparatjik присутствовало около 50 000 человек. Для приглашения на своё выступление Аппаратчики записали видеообращение для поклонников, которое заканчивалось фразой: “Please, come. Martin will be naked!” (“Пожалуйста, приходите. Мартин будет обнажённым!”-прим)
Чтобы поговорить об этом выступлении и в целом о творчестве Аппаратчиков, мы встретились с Магне Фурухольменом в маленьком норвежском городе Винстре, на фестивале Peer Gynt, в рамках которого он был выбран художником года и предоставлял некоторые из своих последних работ на совместной выставке с Говардом Викхагеном.

- Магне, в этом году состоялся концерт Apparatjik на фестивале Roskilde в Дании, что для многих стало открытием группы. Выступление получило разные оценки со стороны прессы, музыкальных критиков и поклонников. Как Вы сами оцениваете выступление и реакцию публики?

- Многие до сих пор не определились со своим отношением к проекту Apparatjik. Для меня такая ситуация идеальна. Я считаю, что подобный проект не может быть легко понят. Если оценивать Apparatjik по реакции аудитории, посетившей концерт, то это был диапазон эмоций от недоумения по поводу того, что думать, до получения удовольствия от происходящего. На моём опыте не было ситуаций, когда 50 000 людей прыгают и танцуют под музыку, которую они ранее не слышали. Обычно Вы идёте на концерт, чтобы услышать музыку, которою знаете. А на Roskilde всё было наоборот. Думаю, нам удалось создать атмосферу, когда все присутствующие становятся частью того, что происходит на сцене, многие уходили после концерта с ощущением, что они испытали что-то новое. Лично я хотел именно этого и не важно, что пишут критики. Хотя другие участники группы порой иначе относятся к реакции на Apparatjik критиков, кого-то это расстраивает. У меня иное отношение. Если бы критики высоко оценили Apparatjik, это значило бы, что мы поработали над тем, чтобы нас заметили именно критики. Обычно критики узнают о группах ранее широкой аудитории, а в случае с Apparatjik обычные люди узнали о нас намного раньше критиков. Естественно, что критики разозлены и говорят: “О чёрт, неужели я узнал об этом последним? Нет, эта музыка не достаточно хороша!” или « Я не понимаю этого,” или “Это полная ерунда”. Для меня на данный момент это идеальная позиция для Apparatjik в музыкальном мире. Правда, иногда критики могут написать что-то интересное про нас, но чаще всего они просто не знают, что сказать.

- Может это потому, что критики не утруждают себя тем, чтобы прослушать материал несколько раз, прежде чем высказать мнение?

Дело в том, что наша музыка не отсылается критикам. Если Вы критик в газете, то Вам обычно посылают новые записи. Всё, что Вам остаётся – это послушать. Потом Вы пишите, что Вы первым открыли этого исполнителя, и что Вам на самом деле нравится его музыка, или, что Вы знали этого исполнителя уже много лет, а мир открывает его только сейчас. С Apparatjik всё по-другому, у нас прямая связь с аудиторией. И Roskilde подтвердил это. Я сам был удивлён тем, сколько человек пришло на концерт. Причём люди пришли, совершенно не зная, чего ожидать. Никто не слышал нашу музыку ранее, может быть 10 или 20 человек из всех присутствовавших, но определённо не 1000 и не 10 000. Играть для аудитории, которая не знала нас, было большим удовольствием, особенно, когда стало ясно, что публика очень быстро “оказалась на нашей стороне” и стала частью общего действия. Это главное для проекта Apparatjik –заинтересовать людей быть вовлечёнными в процесс.

- Одним из примеров вовлечения аудитории в процесс можно назвать проект музыкального сотрудничества “Everybody is one Bar", предшествовавший выпуску альбома “Square peg in a round hole”. Вклад участников подобных проектов значительно влияет на конечный результат?

Да. Мы сделали несколько проектов, у нас был “Everybody is a pixel”, “Everybody is one bar”, “Everybody is on stage”. А началось всё с “Everybody is an Apparatjik”(каждый является Аппаратчиком, прим). Потому что мы - не Apparatjik (Аппаратчик), а мы –Apparatjiks (Аппаратчики, прим). Что означает, что Apparatjik представляет из себя что-то большее, нежели нас (коллектива из 4-х человек, прим) и что каждый, так или иначе вовлечённый или кто нам кажется вовлечённым, становится частью Apparatjik. Это почти система, которую мы культивируем (улыбается). Сейчас я пишу книгу, пытаюсь задокументировать всё, что мы сделали с Аппаратчиками. И честно говоря, я удивлён тем, как много креативных идей поступало от тех, кто нас поддерживает: нам постоянно что-то посылают и что-то из посланного люди сделали сами. Для меня подобный подход намного интереснее идеи группы в привычном понимании. Мне вот, например, нравится не вся музыка, которую мы записываем. Мне нравится определённая часть. И она не должна вся мне нравиться. Но я исполняю её, потому что это Apparatjik.



- А как так получается, и кто пишет музыку, которая не нравится кому-то в группе? В целом, запись песен это коллективная работа, или Вы записываете по отдельности, а потом всё собирается вместе?

Песни пишет каждый из нас. Иногда мы работаем вместе, иногда по отдельности. Но дело не в том, что мне не нравятся чьи-то песни, мне даже может нравиться не вся музыка, которую я написал. Я записываю это, потому что хочу сделать что-то, что мне не нравится, но что я действительно хочу сделать. Например, для песни Combat Disco Music моей идеей было взять музыку, которая нам нравится, и “скрестить” её с музыкой, которая нам не нравится, и посмотреть на результат. Вот если взять кого-то как The Clash и Donna Summer. Кто-то любит Donna Summer, а я не большой поклонник диско музыки. А кому-то может не нравиться The Clash, который нравится мне. Совмещать то, что нравится с тем, что не нравится, мне интереснее, чем пытаться сформулировать то, что мне однозначно нравится. Поэтому для меня Combat Disco Music является чем-то концептуальным: в ней есть юмор и ирония и она побуждает Вас исполнять песню, которая нравится окружающим, но от которой Вы сами не фанатеете. Т.о. мы играем с самой идеей творчества. Обычно Вы следуете за творческим человеком, который творит, то, что ему интересно. А идея Apparatjik состоит в том, чтобы отвлечься от отдельных личностей и стать коллективом. Я могу слушать те песни Apparatjik, которые мне нравятся, но я не должен слушать всё, что мы записали. Но я могу одинаково хорошо исполнять всё, что мы записали. И я буду исполнять наши песни с уверенностью, что я делаю это хорошо, потому что это моя работа и моя работа как раз в том, чтобы исполнять весь наш материал так хорошо, как только я могу это сделать. Это старомодно считать, что артист должен делать только то, что ему нравится, на что он хочет тратить время. Например, я трачу ежедневно кучу времени на то, что мне не нравится: выбрасываю мусор и сортирую его по отдельным мусорным бакам, читаю то, что мне не интересно, но я считаю, что должен это знать, разговариваю с людьми, с которыми не хочу разговаривать. Мы все тратим время на это, ведь это часть жизни. Тогда почему в искусстве должно быть по-другому? В Apparatjik, кому-то нравится одно, а другому нравится противоположное. И интереснее, наблюдать за тем, что мы получаем, когда собираем всё это вместе, чем решить, что каждый должен делать только то, что нравится лично ему.

- Проект Apparatjik начался в то время, когда группа А-НА ещё существовала. Почему Вы решили начать этот проект в то время?

- Это была потребность в свободе, в свободе делать что-то забавы ради… Всё начиналось как сторонний проект и было частью развития и социального и творческого взаимодействия. Я думаю, что в А-НА (задумался)… всё начиналось с совместного творчества, но чем дольше мы работали вместе, тем меньше мы работали вместе. Получалось не совместное творчество, а творения отдельных личностей, сидящих по отдельным углам, но работающих над общей идеей группы. Это означает, что Вы продолжаете думать о том, что должны писать такую же музыку как и раньше, но вы уже не пишите её как раньше, что приводит к потере смысла в такой ” коллективной” работе. Я совершенно не против того, что люди могут работать по отдельности, но тогда нужно принять то, что первоначальная концепция проекта (А-НА, прим) изменилась. И она ведь не может не меняться… (пауза) Понимаете, когда люди больше не хотят делать что-то совместно, когда каждый хочет делать что-то своё, почему бы не поменять концепцию на что-то, что будет приносить удовлетворение каждому участнику, нежели продолжать то, что становится проблемой. Поэтому идеей Apparatjik было как можно дальше отойти от традиционной концепции группы и наслаждаться творческой свободой, не думая о том, что мы должны делать карьеру. Что мне нравится сейчас – это то, как люди с энтузиазмом вовлекаются в общий процесс и признают, что им доставляет удовольствие работать над чем-то, а не делают что-то просто из любви и уважения друг к другу. Это самое главное, намного главнее, чем сделать что-то и потом обсуждать, как круто всё получилось или как всё провалилось.

- Apparatjik записывают очень качественную музыку, у которой есть всё для коммерческого успеха: отличное звучание и иронично-интеллектуальные тексты. Многие песни с лёгкостью могли бы стать танц-хитами, что подтвердилось во время фестиваля Roskilde. Вы не думали над тем, чтобы сделать проект коммерческим?

- Конечно! (улыбается) Я имею ввиду, что у Apparatjik есть очень хорошие коммерческие стороны. Проект не коммерческий, потому что конечный результат не всегда понятен массам. Но посмотрите: для большинства людей искусства музыка слишком коммерческая, а для большинства людей из музыкального мира искусство слишком непонятно. Такая позиция для Apparatjik идеальна с моей точки зрения. Мы не пытаемся быть только арт-проектом и потерять внимание тех, кто заинтересован в нашей музыке. Но мы и не стремимся стать коммерческим музыкальным проектом и потерять интерес тех, кто видит в наших работах больше искусства. Но я согласен с Вами и не возражаю, когда мне говорят, что некоторые из наших песен более коммерческие по сравнению с другими. Мы бы не получили такого результата, если бы решили сделать группу только ради карьеры. С другой стороны, наша музыка достаточно коммерческая, чтобы аудитория следовала за нами, хотя на данном этапе это не главное. Конечно, было бы отлично, если бы мы зарабатывали на Apparatjik -это значило бы, что у нас появилась возможность сделать что-то большее в творческом плане. Но реальность в том, что каждый раз, когда мы зарабатываем на этом проекте, мы тратим всё на то, чтобы сделать что-то ещё. Например, на Roskilde мы потеряли деньги. Конечно, мы получили достаточно за выступление, но на подготовку выступления мы потратили больше, чем получили. Каждый раз мы вкладываем собственные деньги. Я думаю, что так происходит потому, что мы сами получаем удовольствие от того, что делаем... Нет…, это потому что мы думаем, что наступит момент, когда мы вдруг, запустим бренд одежды Apparatjik и станем богатыми, кто знает? (смеётся)… На самом деле мы не беспокоимся о прибыли. Мы беспокоимся об этом только, когда получаем счета к оплате, потому что они огромны. На данном этапе мы дали аудитории больше, чем получили от неё. В музыкальной индустрии обычно всё наоборот: музыкант получает от аудитории больше, чем отдаёт ей в материальном плане. Потому что обычно люди дают тебе больше денег, чем тебе реально нужно, чтобы записать музыку и дать её послушать людям. Мы же опять хотим посмотреть, что поучится, если мы и в этом не будем следовать нормам. Каждый раз мы думаем: может нам лучше позволить поклонникам скачивать музыку бесплатно, нежели заставлять их платить за неё? Мы думаем над тем, как делать бесплатные концерты для простых людей. В общем, вот так мы и стараемся что-то делать и смотрим на то, что получается из такого не стандартного подхода.

- И ещё один вопрос о Roskilde… Во время выступления на сцене было много актёров в неординарных костюмах. Как всё это сочеталось с общей концепцией выступления? Ведь некоторые из костюмов могли показаться слегка шокирующими…

Шокирующими? На самом деле? Вы имеете в виду девушку в костюме беременной и девушку в золотом костюме обнажённого мужчины?

- И их тоже…

Ну...(улыбается), я не думаю, что это было шокирующим, ведь это естественные вещи: немного больших размеров, чем обычно, но не более того. Мы сотрудничали с датским художником TAL R, владельцем фешн бренда Moon Spoon Salon. Вместе с ним мы сделали своеобразный парад костюмов: предложили ему сделать что-то, как делали это с Национальной Галереей. Тогда мы попросили галерею прислать какие-нибудь из выставляемых у них работ и использовали их в своих атр-инсталляциях. Готовясь к фестивалю, мы сказали Талу и Саре (его партнёру по бизнесу): нам нравятся Ваши работы и нам бы хотелось, чтобы Вы сделали что-нибудь для нашего выступления и для нашей аудитории, вы вольны придумывать всё, что вам угодно. Идея, сделать парад костюмов, показалась нам великолепной. Многие люди говорили после концерта, что эффект от шоу был сюрреалистичным или подобным состоянию, когда ваше сознание находится под воздействием галлюциногенных веществ. Мне трудно судить, потому что я не употребляю галлюциногенные вещества, ну может что-то там пробовал, когда мне было 17. Мне самому казалось, что эффект от шоу очень позитивный, немного сюрреалистичный, но с очень хорошей атмосферой: все артисты, актёры в костюмах, танцоры и все присутствующие получали удовольствие. Не было никакого напряжения и попыток выглядеть крутыми, потому что мы делали всё то, что как раз и не считается крутым. Зато было много юмора, вот, например, мы все вышли на сцену в масках и костюмах бодибилдеров в лице Мартина Терефе. Мы это сделали, потому что Мартина мало кто знает, обычно у него не берут автографы или интервью. И мы решили, что выйдем на сцену в масках Мартина, чтобы наконец-то и его сделать знаменитым. И так всегда, к любой ситуации мы стараемся отнестись с юмором.

- А что ждёт Аппаратчиков в будущем?

У каждого из нас есть своё восприятие проекта Apparatjik и мы сами пока не представляем, что будет с проектом в следующем году. Может (задумался), он станет научно-исследовательским центром, а может лабораторией по обучению… (улыбается) свиней человеческой речи… кто знает? Всё-равно у каждого из нас грандиозные планы относительно Apparatjik, поэтому каждый раз, как у нас будут появляться деньги, мы будем тратить их на то, чтобы сделать что-то интересное!


Источник: EGO IST


mortenharket.ru закрыть окно