Интервью с Мортеном Харкетом

Кейт Райт, 22 апреля 2006

Интервью с фронтменом a-ha, тем, чье лицо в 80-х украшало стены, должно было бы стать сбывшейся мечтой, но, к сожалению, не совсем ею стало. Целитель Мортена тоже был здесь, но не похоже, чтобы это сильно помогало...

Почему вы решили воскресить a-ha?
Это не было решением, просто так случилось.

О-о. Тогда почему так случилось?
Ну, когда мы разделились в начале 90-х (потому что на самом деле мы не разошлись, а просто остановились), мне кажется, мы не понимали, почему мы до сих пор вместе. Хотя в то же время у нас был один из самых лучших туров. Так что в каком-то смысле мы чувствовали, что готовы к настоящей работе, но уже по горло были сыты тем, что называется "медиа" - телевидением, радио и тому подобной ерундой. От нас всегда ждали, что мы будем скакать и прыгать, делая то, что нужно журналам, а единственной причиной для нас оставаться вместе была музыка. Я думаю, в конце концов все это истощило нас, но ясно, что то, что случилось впоследствии, показало, что мы не устали от музыки. Мы все трое почти сразу же начали другие проекты и провели активные, плодотворные года.

Чем ты занимался в то время?
В тот момент я начал писать и закончилось это для меня в результате одним сольным альбомом (одним англоязычным международным альбомом).

Насколько твое собственное звучание отличается от звучания a-ha?
Это все равно что спросить о разнице во вкусе огурца и моркови. Попробуй-ка опиши мне ее, и скажи, кто морковь, а кто огурец... обоих же можно замариновать. Все, что я могу тебе сказать, это то, что по характеру и духу мой звук не совпадает со звуком a-ha.

Когда нужно вносить свой вклад в идеи для песен, равно ли ваше партнерство?
Партнерство равно в том, что делает a-ha группой a-ha, но в рамках написания песен, с того самого момента, как появилась a-ha, у нас два контрибьютора - Пол и Магс, а я влезаю то там, то тут. Я кое-где помогал в центральных песнях там и тут, так получается, когда получается. Я в восторге от работы с музыкой, которая проникает под кожу. И мне в самом деле все равно, откуда она берется.

Расскажи, пожалуйста, еще немного, если можно, о том, что побудило вас троих снова начать записывать музыку?
Ну, после почти семи лет разлуки, никто из нас всерьез не рассматривал и даже не думал о том, чтобы снова объединиться, но, в то же время, мы все трое чувствовали, что на самом деле так еще и не использовали своих возможностей, говоря о музыке. Мы могли быть намного лучше на сцене... мы все это знали.

Но почему именно в 2000 году?
Потому что к тому времени музыкальная индустрия снова встала на ноги. Крупные компании стали более скромными и, следовательно, более расположенными к переговорам. Всего несколько лет назад они лелеяли этакие динозавровые идеи о том, как нужно управляться с делами, которым сегодня уже нет места в мире. Я думаю, в тот момент было очень сложно закрепиться за кем-либо. Но где-то в 2000-м мы уже начали посматривать на вещи вместе, хотя даже я был готов снова что-то делать самостоятельно, тогда-то и возник вопрос об a-ha.

Та-а-а-ак... кому принадлежала эта идея? В большей степени?
Это было подготовлено. Это был план, составленный людьми, желающими снова видеть нас вместе. Нас хитро попросили выйти вместе на сцену только ради одного определенного мероприятия, церемонии вручения Нобелевской Премии Мира, проводимой в Норвегии, а это такое приглашение, от которого не отказываются. Поэтому мы его приняли и сыграли вживую The Sun Always Shines On TV, вместе с еще одной песней, которая называется Summer Moved On, новой песней, которую, думаю, Пол тогда писал, и с этого вроде как все и началось.

А-а! И каково было снова выступать вместе после всех этих лет?
Было по-настоящему странно снова быть вместе, казалось, будто ничего не изменилось. А реакция публики и прессы была поразительной. После этого нас еще подтолкнули определенные люди, что привело к тому, что Пол и Магне собрались вместе, чтобы посмотреть на кое-какие демо-записи, ставшие основой альбома Minor Earth. Когда я услышал, что они там сделали, я почувствовал, что будет неправильно отказаться от этого. Потому-то я и согласился. Я не умирал от желания воскресить карьеру a-ha или что-то в этом роде, потому что думаю, что мы все были очень счастливы тем, где в тот момент пребывали. Я-то точно было очень доволен. У меня были собственные четкие планы, бывшие естественным результатом того, что делал я сам в музыке.
Я просто чувствовал, что это дело совести снова отдать себя и после, когда мы получили такие великолепные отзывы на тот альбом... где бы мы ни были и где бы ни играли, мы получали такой активный отклик. В то время я приближался к сорока, так что вся эта подростковая журнальная чепуха, от которой нас уже по-настоящему тошнило - от большей части - уже явно перестала быть тем, с чем мы были вынуждены постоянно иметь дело.

Чувствовали ли вы, что ваша слава построена на вашей внешности?
Ну, мы знали, что это не так. Внешность - лишь часть целого ряда факторов. Мы знали, что естественно принадлежим сцене, знали уровень качества и глубины того, что делаем - мы всегда это знали. Мы знаем, что само собой для нас никогда ничего не бывало. Мы полностью осознаем свой потенциал и свои способности тоже, но мы также с болью понимаем, насколько мало мы продвинулись в своих способностях за столько лет.

Насколько, как ты думаешь, ваше звучание изменилось с годами?
Я не смотрю на это с такой точки зрения. Мы делаем альбом и он актуален тогда, когда мы его делаем, мы не думаем о том, что делали раньше, никогда не думали.

Окей... Тогда, возвращаясь к нынешней музыке, как бы ты ее описал?
Это я оставляю тебе. Мы не будем описывать. Я не буду. Мы просто реагируем на то, что кажется лучшим подходом к той или иной песне, или лучшим ее исполнением, и некоторые песни становятся альбомом. За тем, что мы делаем, нет никакого плана, никогда не было. Нет никаких карьерных ходов, никаких преднамеренных действий. Мы все трое думающие личности, мы размышляем, но не планируем, во всяком случае, не в группе. Никакого мастер-плана или чего-либо подобного - в этом смысле мы все выше этого.

Как ты думаешь, почему именно этот последний альбом получил признание в Англии, хотя с тех пор, как вы воссоединились, вы выпустили три альбома?
Потому что мы подписали контракт с новой компанией, и были люди, невероятно заинтересованные в том, что мы делали, восторженные перспективой поработать с нами. Потому что люди, работавшие с нами, искренне любят музыку. Они любили эту музыку, они заинтересованы в том, что мы делаем. В конце дня - мы просто мы - мы делаем то, что делаем и что бы мы ни делали, будет совершенно определенного качества - всегда. Мы всегда будем делать то, что всегда будет достаточно высоко, но взять это с высоты и сделать событием в медиа - это совершенно другой набор механизмов. Иногда все складывается - проще могло быть с предыдущим альбомом, и могло бы получиться с первым.

Так ты не думаешь, что Analogue лучше, чем два другие альбома? Это был всего лишь вопрос нужного времени и нужного места?
Я точно не думаю, что это только из-за одного Analogue, это далеко не так. Но Analogue - это одна из тех маленьких возможностей, которые появляются неожиданно. Это такой органичный и динамичный процесс и очень многие обстоятельства должны сложиться воедино в одно время, чтобы что-то начало происходить.

Расскажи немного о новом сингле, о чем он?
Ну, на самом деле об этом лучше спросить Магне, потому что это его стихи, но я попробую резюмировать. У нас всех есть внутри такое "я", которое твердит, что нужно быть уверенным, что поступаешь мудро, разумно. Знаешь, удостоверься, что не зашел слишком далеко, будь уверен, что не съел что-нибудь, от чего тебе будет плохо. Скажем, ты можешь поставить галочки в списке о твоем здоровье, например, веди здоровый образ жизни, не пей, удостоверься, что не потребляешь растительные жиры, если пьешь кофе, он должен быть свежим. Все как будто правильно само по себе, но ты рискуешь потерять саму жизнь, потому что она существует на этой грани между хаосом и порядком. Жизнь - это и то и другое, и то и другое правомерно и важно.

Как ты думаешь, после воссоединения у вас появляется новая аудитория или вы по-прежнему поете для тех же фанов, которые были с вами до него?
Я так не думаю. Можешь задать мне такой вопрос и заставить меня подумать над ним, но я пою для людей. И если они были кем-то 15 лет назад, то сегодня они уже не те же самые. Они прошли через многие изменения в своей жизни, если они слушали то, что я делал тогда, значит тогда это было им близко. Так что для меня, если они принимают то, что мы делаем сейчас или что я сейчас делаю, значит, для меня они новые люди, даже если они слушали нас и раньше.

Аха. Тур по Англии будет проходить весь год?
У нас запланировано несколько мероприятий. Остаток года мы будем в основном писать песни, но будет и небольшое продолжение тура. Мы принимаем участие в нескольких фестивалях летом. Будем в Ливерпуле. Я плохо запоминаю такие вещи.

Можно сказать, что твоя сольная музыка попадает в рамки поп-музыки или это совершенно другое звучание?
Я думаю, в ней точно есть духовный аспект, но и примитивный аспект в ней тоже есть.

Так когда ты думаешь выпустить свой альбом?
А может быть в обратном порядке.

Ты о чем?
Сначала примитивность, а потом духовность.

Да...
Или нет.

Надеешься ли ты выпустить его в будущем году?
Повторюсь, я не думаю об этом. Я работаю над этим сейчас, но, в то же время, я точно буду уделять внимание a-ha. Так что, хотя это мой главный приоритет, a-ha тоже. Я действительно не хочу, чтобы между ними была конкуренция, потому что думаю, что в этом совершенно нет необходимости.

Перевела Лил.


Источник: Handbag.com


mortenharket.ru закрыть окно